главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

АДВЕНТИСТЫ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

АББАТ 
АББАТСТВО 
АБСОЛЮТ 
АВАТАРА 
АВВАКУМ 
АВГУРЫ 
АВГУСТ 
АВГУСТИН 
АВЕЛЬ И КАИН 
АВЕСТА,Зенд-Авеста 
АВРААМ 
авраамические религии 
АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ 
АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯ 
АГАПЫ. духовная любовь 
АГА-ХАН 
АГИОГРАФИЯ 
АГНЕЦ 
АГНИ 
АГНОСТИЦИЗМ 
АД преисподняя 
АДАМ и ЕВА 
АДАТ 
АДВАЙТА-ВЕДАНТА 
АДВЕНТИСТЫ 
АДОНИС 
АЗРАКИТЫ 
АКАФИСТ 
АЛЛАХ 
АЛТАРЬ 
АЛЬФА И ОМЕГА 
АМАТЭРАСУ 
АМВОН 
АМУЛЕТ 
АНАБАПТИСТЫ 
АНАЛОЙ 
АНАФЕМА 
АНГЕЛЫ 
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНТИМИНС 
АНТИХРИСТ 
АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ 
АНТРОПОСОФИЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКАЛИПСИС 
АПОКАЛИПТИКА 
АПОКРИФЫ 
АПОЛОГЕТ, АПОЛОГЕТИКА 
АПОСТОЛЫ 
АПОФЕОЗ 
АРЕС, Арей 
АРИАНСТВО 
АРМИЯ СПАСЕНИЯ 
АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 
АРТЕМИДА 
АРХАИКА, архаическая культура 
АРХЕТИП 
АРХИЕПИСКОП 
АРХИЕРЕЙ 
АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР 
АРХИМАНДРИТ 
АСАССИНЫ, хашашины 
АСКЕТИЗМ 
АСТРАЛЬНЫЙ МИР, астрал 
АСТРОЛОГИЯ 
АТЕИЗМ 
АТМАН 
АУМ СИНРИКЁ 
АУРА 
АУСПИЦИИ 
АУТОДАФЕ 
АФИНА ПАЛЛАДА 
АФОН 
АФРОХРИСТИАНСТВО 
АХИМСА, ахинса 
АХУРАМАЗДА 
АЯТОЛЛА 

АДВЕНТИСТЫ (лат. adventus — пришествие) —

1) последователи адвентизма — движения, зародившегося в 30-х гг. XIX в. в США на почве Великого пробуждения среди групп баптистов, методистов и других протестантов и поначалу объединявшего христиан различных вероисповеданий, которые напряженно ожидали скорого второго пришествия Христа. Летом 1831 года проповедник баптистской общины г. Хемптона Уильям Миллер (1782-1849) объявил, что ему удалось, изучая Библию, вычислить точную дату пришествия Христа — 21 марта 1843 года. Затем эта дата несколько раз менялась и переносилась им по разным адвентистов седьмого дня календарям и летосчислениям, вплоть до 22 октября 1844 г.

Пришествия Христа в рассчитанные сроки не произошло. Впоследствии сам У. Миллер признал доктринальную ошибку, которая привела его к «неправильному толкованию Библии». После «Великого разочарования» (термин АДВЕНТИСТОВ), вызванного несбывшимся пророчеством, часть последователей Миллера вернулась в свои общины, другая часть отошла от христианства, а оставшиеся верными идее скорого пришествия со временем организовали отдельную конфессию. Из различных направлений и течений адвентизма наиболее известна Церковь адвентистов седьмого дня. Из других адвентистских вероисповеданий известны АДВЕНТИСТЫ-реформисты, Христианская церковь Пришествия и Церковь Бога Седьмого дня (все немногочисленны). Последователи Христианской церкви Пришествия, в отличие от АДВЕНТИСТОВ седьмого дня, не признают трудов Елены Уайт, празднуют воскресенье и не празднуют субботу, не соблюдают пищевых ограничений. Церковь имеет конгрегациональное устройство. Церковь Бога Седьмого дня доктринально стоит на позициях арианства: «Иисус из Назарета есть только рожденный Сын Бога, явленный Духом Святым»;

2) АДВЕНТИСТЫ седьмого дня, сокр. АСД; англ. Seventh Day Adventists, SDA — христианская конфессия протестантского направления, имеющая собственную централизованную организацию в мировом масштабе.

Отличительные черты вероучения: требование буквального соблюдения всех заповедей Десятисловия (в том числе заповеди о субботе) и вера в близкое пришествие Иисуса Христа. Преемники У. Миллера старались не называть больше точных сроков второго пришествия, ограничившись утверждением, что в 1844 году Христос вошел во Святая Святых Небесного Храма — Святилища и начал там особое служение как ходатай за грешников. «Пророчицей» в этой конфессии стала Елена Уайт (1827-1915), провозгласившая откровение о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу» — запрет на употребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя и обязательность соблюдения определенных санитарно-гигиенических норм. Вероучение А. во многом сходно с теологией других протестантских церквей, но отличается доктриной об уже начавшемся втором пришествии Христа и о том, что душа человека умирает и воскресает только вместе с телом.

Богослужение АДВЕНТИСТОВ подобно богослужению других протестантских церквей, но отличается празднованием субботы и обрядом взаимного омовения ног перед хлебопреломлением в одну из суббот раз в три месяца. Причастие преподается пресным хлебом и виноградным соком. Обязательной для АДВЕНТИСТОВ является уплата десятины со всех доходов в пользу организации.

В России эта конфессия появилась в 80-х гг. XIX в. В 20-х гг. XX в. российские АДВЕНТИСТЫ пережили раскол на почве отношения к советской власти и к проблеме службы в армии. Отделившаяся часть образовала Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня (АДВЕНТИСТЫ-реформисты).

Общины АДВЕНТИСТЫ седьмого дня возглавляются Генеральной конференцией (с 1863 года) и насчитывают в настоящее время свыше 16 млн. чел., из них в Российской Федерации — около 60 тыс. Церковь христиан — АДВЕНТИСТОВ седьмого дня в России входит в состав Евроазиатского отделения Всемирной церкви христиан АДВЕНТИСТОВ седьмого дня. В настоящее время в России действуют два союза объединений церквей АСД: Западно-Российский союз, охватывающий территорию от Калининграда до Урала, с духовным центром в г. Климовске Московской области; и Восточно-Российский союз, охватывающий территорию от Урала до Сахалина, с духовным центром в Иркутске.

Внутри союзов существуют региональные союзы (местные конференции), в которые входят несколько десятков поместных церквей. Первичной организацией АСД является поместная церковь (община верующих); ее деятельностью руководит церковный совет церкви во главе с пастором или пресвитером.

Церковь АСД имеет в России свое высшее учебное заведение — Заокский адвентистский университет (ЗАУ) в пос. Заокском Тульской обл. В странах СНГ начитывается также около 30 тыс. АДВЕНТИСТОВ-реформистов.