главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

АВГУСТИН

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

АББАТ 
АББАТСТВО 
АБСОЛЮТ 
АВАТАРА 
АВВАКУМ 
АВГУРЫ 
АВГУСТ 
АВГУСТИН 
АВЕЛЬ И КАИН 
АВЕСТА,Зенд-Авеста 
АВРААМ 
авраамические религии 
АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ 
АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯ 
АГАПЫ. духовная любовь 
АГА-ХАН 
АГИОГРАФИЯ 
АГНЕЦ 
АГНИ 
АГНОСТИЦИЗМ 
АД преисподняя 
АДАМ и ЕВА 
АДАТ 
АДВАЙТА-ВЕДАНТА 
АДВЕНТИСТЫ 
АДОНИС 
АЗРАКИТЫ 
АКАФИСТ 
АЛЛАХ 
АЛТАРЬ 
АЛЬФА И ОМЕГА 
АМАТЭРАСУ 
АМВОН 
АМУЛЕТ 
АНАБАПТИСТЫ 
АНАЛОЙ 
АНАФЕМА 
АНГЕЛЫ 
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 
АНИМАТИЗМ 
АНИМИЗМ 
АНТИМИНС 
АНТИХРИСТ 
АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ 
АНТРОПОСОФИЯ 
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 
АПОКАЛИПСИС 
АПОКАЛИПТИКА 
АПОКРИФЫ 
АПОЛОГЕТ, АПОЛОГЕТИКА 
АПОСТОЛЫ 
АПОФЕОЗ 
АРЕС, Арей 
АРИАНСТВО 
АРМИЯ СПАСЕНИЯ 
АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 
АРТЕМИДА 
АРХАИКА, архаическая культура 
АРХЕТИП 
АРХИЕПИСКОП 
АРХИЕРЕЙ 
АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР 
АРХИМАНДРИТ 
АСАССИНЫ, хашашины 
АСКЕТИЗМ 
АСТРАЛЬНЫЙ МИР, астрал 
АСТРОЛОГИЯ 
АТЕИЗМ 
АТМАН 
АУМ СИНРИКЁ 
АУРА 
АУСПИЦИИ 
АУТОДАФЕ 
АФИНА ПАЛЛАДА 
АФОН 
АФРОХРИСТИАНСТВО 
АХИМСА, ахинса 
АХУРАМАЗДА 
АЯТОЛЛА 

 

АВГУСТИН Аврелий (354-430) — выдающийся христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католицизмесвятым, учителем и Отцом церкви. Родился в г. Тагасте (Северная Африка), в семье язычника и христианки. Преподавал риторику в Карфагене, Риме и Медиолане (Милане).

В юности АВГУСТИН был сторонником манихейства. Поворотным моментом в духовном становлении АВГУСТИНА стало чтение им Послания апостола Павла к Римлянам, склонившее его к новому учению и новой религии — христианству. В течение тридцати пяти лет был епископом города Гиппона (Северная Африка), превратив монастырь в богословскую семинарию. Участвовал в полемике с манихейством, донатизмом и пелагианством, Основные сочинения АВГУСТИНА — «Исповедь» (400) и «О Граде Божьем» (412-426). Кроме того, известны его работы «Против академиков» (386), «О жизни блаженной» (386), «О бессмертии души» (387), «Об истинной религии» (390), «О свободной воле» (388-395) и др., а также более 500 проповедей.

Центральная тема богословия АВГУСТИНА — грехопадение. Согласно АВГУСТИНУ, все люди с момента рождения заражены грехом, который является неотъемлемым свойством человеческой природы. АВГУСТИН известен в христианской традиции как «учитель благодати», которую он понимает как необходимое условие восстановления падшей человеческой природы. Согласно АВГУСТИНУ, спасение непосредственно зависит от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Именно Бог дает начало процессу спасения. Согласно представлениям АВГУСТИНА, искупительная жертва Христа сокрушила всевластие дьявола над человеком, но оправдание благодатью распространится не на всех. Бог по всеведению знает, что дарами благодати воспользуются немногие, и предопределил назначенное к блаженству меньшинство.

Особый тезис гносеологии АВГУСТИНА — это концепция соотношения веры и рационального знания: в качестве основания их синтеза он постулирует тезис «верую, дабы понимать». Августин считает, что душа должна обращаться к Богу, поскольку он единственный, кто может озарить знанием, так как обладает бытием прежде всех вещей и идей. В свете божественного сияния душа и познает мир. Познавая мир, человек понимает величие Бога, необходимость служения ему и следования его заповедям.

Полемике против язычества посвящен знаменитый труд АВГУСТИНА. «О Граде Божьем». Его появление было вызвано тем, что язычники обвиняли христиан в разгроме Рима готами в 410 году: Вечный город будто бы пал вследствие отступничества его граждан от веры отцов. АВГУСТИН ответил на эти нападки следующим образом. Мир погрузился во зло, и поэтому земные царства поднимаются и падают, мечутся и сталкиваются, взаимно разрушают друг друга. Но выше их — предустановленное чистое царство, в котором раскрывается благость совершенного Бога. Возникновение Града Божьего и градов земных АВГУСТИН связывает с космическим процессом происхождения зла (Сатана). Грехопадение первых людей обусловило продолжение царства дьявола на Земле. Но Бог противопоставил этому временному успеху зла вечный акт своего блага. Развитие Града Божьего на Земле совершается в параллельном существовании и борьбе в течение всей истории человечества двух царств — злого и доброго, дьявольского и Божьего. Благодать, проявленная в жертве Христа, создает спасающий институт — вселенскую церковь, которая и доведет избранных до вожделенной цели. Тогда земное Царство Божье сольется с Небесным, и ему уже не будет конца.

Учение АВГУСТИНА оказало значительное влияние не только на развитие христианской теологии, но и на эволюцию европейской культуры в целом.

Некоторые идеи АВГУСТИНА дали толчок к оформлению института монашества и ухода от мирской жизни во имя спасения души и служения Богу.