главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

БОГОЧЕЛОВЕК

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

БАБИЗМ 
БАЗИЛИКА 
БАПТИЗМ 
БАПТИСТЕРИЙ 
БАХАИЗМ 
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО 
БЕССМЕРТИЕ 
БЕСЫ, демоны 
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА 
БИБЛИЯ 
БЛАГОВЕЩЕНИЕ 
БЛАГОДАТЬ 
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 
БЛАГОЧЕСТИЕ 
БОГ 
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ 
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ 
БОГОМИЛЫ 
БОГОПОЗНАНИЕ 
БОГОРОДИЦА — Дева Мария 
БОГОСЛОВИЕ — Теология 
БОГОСЛУЖЕНИЕ, литургия, месса 
БОГОЧЕЛОВЕК 
БОДХИСАТВА, бодисатва 
«БОЖИЙ СУД» 
БРАК — Таинства 
БРАТСТВА 
БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ 
БРАХМА 
БРАХМАН 
БРАХМАНИЗМ 
БРАХМАНЫ 
БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ 
БУДДА 
БУДДИЗМ 
БУЛЛА 
БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита 

 

БОГОЧЕЛОВЕК — термин христианской традиции, характеризующий Иисуса Христа.

Со II по VI в. в христианской церкви и в группах, существовавших вокруг нее, дискутировался вопрос о статусе Христа: кем должен быть Иисус, чтобы в нем можно было видеть подлинного Спасителя.

В оккультно-гностических системах статус Христа осмыслялся весьма различно.

В ряде гностических течений отрицалась реальность Его воплощения: он лишь казался человеком, но на деле его дух не входил в общение с материей. Эта концепция, получившая название докетизма (греч. dokeo — кажусь), встретила резкий отпор еще со стороны авторов канонических Евангелий, которые ставили полемический акцент не на доказательствах Его Божественности, а на утверждении Его единства с человеческим родом.

Кроме того, гностицизм рассматривал Христа в качестве одного из высших «эонов», не считая, однако, Его тождественным Абсолюту.

С точки зрения христиан, это означало, что через Христа человек может получить приобщение к миру космических сил, но не к самому Богу. Так, уже в первые десятилетия христианства была заложена основа всех последующих христологических дискуссий: если не видеть во Христе человека, то он оказывается слишком чужим для человеческого мира и потому бездейственным в нем (если у Христа не было никакого искупающего страдания).

Если Христос не Бог, то для человека вообще невозможно приобщение к Богу, и тогда Христос представляется только посредником между человеком и Богом, который не только не приближает, но и заслоняет собой истинную цель духовного стремления.

Чтобы обновить жизнь людей, Христос должен быть иным, чем люди, но, чтобы обновить людей, Он должен быть одним из них.

В итоге христианская мысль приходит первоначально к термину «БОГОЧЕЛОВЕК» (впервые у Оригена, III в.), а затем и к его развернутой концепции.

Классическая формула христологии дана IV Вселенским собором (451 г., Халкидон): две природы (божественная и человеческая) соединены в единой личности (ипостаси) Христа «неизменно, неразлучно, неслитно, нераздельно».

Понимание БОГОЧЕЛОВЕК в христианстве отличается от подобных представлений в других религиях.

Христианская идея БОГОЧЕЛОВЕКА предполагает веру в трансцендентного личностного Бога-Творца, который через воплощение преодолевает онтологическую пропасть между собой и миром.