главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

БАБИЗМ 
БАЗИЛИКА 
БАПТИЗМ 
БАПТИСТЕРИЙ 
БАХАИЗМ 
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО 
БЕССМЕРТИЕ 
БЕСЫ, демоны 
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА 
БИБЛИЯ 
БЛАГОВЕЩЕНИЕ 
БЛАГОДАТЬ 
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 
БЛАГОЧЕСТИЕ 
БОГ 
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ 
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ 
БОГОМИЛЫ 
БОГОПОЗНАНИЕ 
БОГОРОДИЦА — Дева Мария 
БОГОСЛОВИЕ — Теология 
БОГОСЛУЖЕНИЕ, литургия, месса 
БОГОЧЕЛОВЕК 
БОДХИСАТВА, бодисатва 
«БОЖИЙ СУД» 
БРАК — Таинства 
БРАТСТВА 
БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ 
БРАХМА 
БРАХМАН 
БРАХМАНИЗМ 
БРАХМАНЫ 
БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ 
БУДДА 
БУДДИЗМ 
БУЛЛА 
БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита 

 

БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита (санскр. — «Божественная песнь», или «Песнь о господе»), — памятник древнеиндийской литературы, один из важнейших священных текстов индуизма.

БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита — часть эпоса «Махабхараты».

Особую роль БХАГАВАДГИТА приобрела в вайшнавизме.

Текст БХАГАВАДГИТЫ передает философскую беседу Кришны и принца пандавов Арджуны, которая происходит на поле битвы Куркушетра перед началом боя между кланами пандавов и кауравов. Перед решающим сражением воин пандавов Арджуна сомневается в необходимости сражения, которое неизбежно приведет к гибели многих людей, а в армии противника находятся многие из его друзей, учителей и родственников. Его колесничий Кришна убеждает Арджуну принять участие в битве, раскрывая перед ним различные философские системы веданты и йоги, разъясняя ему долг воина и принца.

Кришна раскрывается как Верховная личность Бога (Бхагаван). Арджуна желает уйти с поля битвы, воздержаться от деятельности, отказаться от выполнения своего долга как воина. Кришна же учит его, что даже Он сам, Верховный Бог, не может уклониться от выполнения своего долга даже на миг, так как это приведёт к разрушению всего равновесия и мироздания.

В БХАГАВАДГИТЕ можно выделить некоторые основные идеи, которые предлагаются Кришной.

Так, Кришна учит, что мудрые не скорбят ни о живых, ни о мёртвых. Не стоит погружаться в скорбь, исполняя свой долг. Потеря чести хуже смерти. Спокойствие и твёрдость в счастье и в страданиях — путь к освобождению в цепи перерождений.

Родившийся обязательно умрет и снова возродится.

Душа бессмертна и неуничтожима, а материя состоит из первоэлементов и контролируется гунами (основами материальной природы).

Все религии следует отклонить и просто предаться Кришне.

БХАГАВАДГИТА написана в традиционной санскритской метрике, предназначенной для пения или распевного чтения.

Время создания текстов окончательно не определено и колеблется от IX до V в. до н. э.

Некоторые исследователи считают, что БХАГАВАДГИТА была введена в состав «Махабхараты» в более поздний период.

В самой БХАГАВАДГИТЕ Кришна говорит, что изложенное в ней знание впервые было передано человечеству более двух миллионов лет назад, в начале его существования; эта дата принимается большинством последователей индуизма.

В России БХАГАВАДГИТА стала известна благодаря индийским купцам уже в начале XVIII в. Была издана на русском языке в 1788 г. с одобрения Екатерины II и Святейшего синода.

Более широкую популярность издание БХАГАВАДГИТЫ получило после Международной книжной выставки-ярмарки в Москве в 1977 г., где появился её перевод на английском языке, сделанный основателем Международного общества сознания Кришны Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который к тому же и побывал в Москве.

Существуют литературные и научные переводы БХАГАВАДГИТЫ на русский язык.