главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

БРАХМАН

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

БАБИЗМ 
БАЗИЛИКА 
БАПТИЗМ 
БАПТИСТЕРИЙ 
БАХАИЗМ 
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО 
БЕССМЕРТИЕ 
БЕСЫ, демоны 
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА 
БИБЛИЯ 
БЛАГОВЕЩЕНИЕ 
БЛАГОДАТЬ 
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 
БЛАГОЧЕСТИЕ 
БОГ 
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ 
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ 
БОГОМИЛЫ 
БОГОПОЗНАНИЕ 
БОГОРОДИЦА — Дева Мария 
БОГОСЛОВИЕ — Теология 
БОГОСЛУЖЕНИЕ, литургия, месса 
БОГОЧЕЛОВЕК 
БОДХИСАТВА, бодисатва 
«БОЖИЙ СУД» 
БРАК — Таинства 
БРАТСТВА 
БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ 
БРАХМА 
БРАХМАН 
БРАХМАНИЗМ 
БРАХМАНЫ 
БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ 
БУДДА 
БУДДИЗМ 
БУЛЛА 
БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита 

 

БРАХМАН (санскр., средн. род; не путать с «брахманом» как «представителем касты жрецов», муж. род.) — ключевой священный образ индийских религий и важнейшее мировоззренческое понятие религиозно-философских учений Индии.

В индуизме означает «абсолют», «высшую реальность», «бытие».

БРАХМАН — немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный видимости и образа, безначальный, бесконечный» «не то, не это».

При всем этом БРАХМАН проявляется в обликах Тримурти.

Таким образом, термин «БРАХМАН» используется в ряде смыслов: как обозначение абсолюта; как обозначение бога; кроме того, как сборник священных текстов и как представитель высшей касты жрецов.

Основы религиозно-философской концепции БРАХМАНА заложены в текстах Утнишад. В них оформляется исходная для большинства позднейших ветвей индийской религии идея БРАХМАНА как священного начала, заключающего в себе всю полноту бытия.

БРАХМАН, согласно Упанишадам, - безличный Абсолют, невыразимый в каких-либо позитивных характеристиках; познание БРАХМАНА возможно лишь как внерациональное постижение.

Индивидуальное религиозное сознание развило представление о двух образах БРАХМАНА —- воплощенном и невоплощенном.

Воплощенные формы бытия БРАХМАНА — явления природные (огонь, молния, др.), божественные, легитимные (дхарма), социальные; в своей невоплощенной форме БРАХМАН пребывает вне границ феноменального мира, вне пределов человеческих возможностей его описания и рассудочного познания.

В качестве высшей истины Упанишады провозглашают идею тождества БРАХМАНА и Аммана — сокрытого в человеке источника индивидуального бытия.

Индуистское религиозно-мифологическое мышление включило образ БРАХМАНА в состав мифов о творении, где БРАХМАН выступает в качестве инициатора и участника творящего процесса: важнейшие космогонические, теогонические, антропогонические мифы соотнесены с образом БРАХМАНА.

Учение о БРАХМАНЕ находилось в центре внимания крупнейших религиозных мыслителей Индии.