главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

БУДДА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

БАБИЗМ 
БАЗИЛИКА 
БАПТИЗМ 
БАПТИСТЕРИЙ 
БАХАИЗМ 
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО 
БЕССМЕРТИЕ 
БЕСЫ, демоны 
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА 
БИБЛИЯ 
БЛАГОВЕЩЕНИЕ 
БЛАГОДАТЬ 
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 
БЛАГОЧЕСТИЕ 
БОГ 
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ 
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ 
БОГОМИЛЫ 
БОГОПОЗНАНИЕ 
БОГОРОДИЦА — Дева Мария 
БОГОСЛОВИЕ — Теология 
БОГОСЛУЖЕНИЕ, литургия, месса 
БОГОЧЕЛОВЕК 
БОДХИСАТВА, бодисатва 
«БОЖИЙ СУД» 
БРАК — Таинства 
БРАТСТВА 
БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ 
БРАХМА 
БРАХМАН 
БРАХМАНИЗМ 
БРАХМАНЫ 
БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ 
БУДДА 
БУДДИЗМ 
БУЛЛА 
БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита 

 

БУДДА (санскр., букв. — «просветленный») —

1) основатель буддизма,

реальное существование которого признает в настоящее время большинство специалистов. Им считается Сиддхартха (родовое имя — Гаутама), сын вождя (поэтому его часто называют «принц» или «царевич») племени шакьев на северо-востоке Индии (отсюда его титул Шакья-муни, «просветленный мудрец шакьев»).

Согласно современной буддийской хронологии, годы жизни БУДДЫ — 623-544 гг. до н. э., однако многие исследователи буддизма достоверными признают более поздние даты;

2) высшее существо.

В хинаяне происходит мифологизация образа БУДДЫ: утверждается, что его просветление было предопределено накопленными добродетелями в предыдущих жизнях; в сознании последователей БУДДА наделяется сверхъестественными способностями.

Радикальное переосмысление понятия «БУДДА» произошло в махаяне.

Здесь БУДДА трактуется как высшая реальность, Абсолют.

В этом качестве БУДДА, вечно пребывающий в нирване, безграничен во времени и пространстве, всё объемлет и присутствует повсюду.

БУДДА Шакья-муни был лишь одним из множества проявлений Абсолюта. Это представление оформилось в доктрину о «телах» БУДДЫ.

Учения некоторых буддийских школ насчитывают четыре, восемь, десять и более тысячи образов БУДДЫ, однако во всех случаях главным является «тело Дхармы».

В махаяне появился обширный пантеон будд, причем в зависимости от конфессии главным БУДДОЙ может быть не только Шакьямуни, но и другие БУДДЫ.

Однако в любой из разновидностей буддизма БУДДА не трактуется как Творец мира, что коренным образом отличает буддизм от теистических религий;

3) цель освобождения.

В махаяне достижение человеком состояния БУДДЫ провозглашается конечной целью религиозной практики адепта, что связано с центральным учением махаяны о наличии в любом существе «природы БУДДЫ».

Крайнее выражение эта идея находит в эзотерическом буддизме с его установкой «стать Буддой в этом теле».