главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

БУДДИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

 
БАБИЗМ 
БАЗИЛИКА 
БАПТИЗМ 
БАПТИСТЕРИЙ 
БАХАИЗМ 
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО 
БЕССМЕРТИЕ 
БЕСЫ, демоны 
БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА 
БИБЛИЯ 
БЛАГОВЕЩЕНИЕ 
БЛАГОДАТЬ 
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 
БЛАГОЧЕСТИЕ 
БОГ 
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ 
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ 
БОГОМИЛЫ 
БОГОПОЗНАНИЕ 
БОГОРОДИЦА — Дева Мария 
БОГОСЛОВИЕ — Теология 
БОГОСЛУЖЕНИЕ, литургия, месса 
БОГОЧЕЛОВЕК 
БОДХИСАТВА, бодисатва 
«БОЖИЙ СУД» 
БРАК — Таинства 
БРАТСТВА 
БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ 
БРАХМА 
БРАХМАН 
БРАХМАНИЗМ 
БРАХМАНЫ 
БРЕСТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ 
БУДДА 
БУДДИЗМ 
БУЛЛА 
БХАГАВАДГИТА, Бхагавад-гита 

 

БУДДИЗМ (от санскр. и пали buddha — «просветленный» или «пробужденный») — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий; возникла в Древней Индии в VI-V вв. до н. э.

Основателем ее считается принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой — «просветленным».

Учение Будды явилось попыткой радикально реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства всех людей и организации буддийских общин.

Хотя БУДДИЗМ развивался как учение, оппозиционное ведическим философско-религиозным системам, всё же он заимствовал некоторые их фундаментальные положения (о «вращении» человека в кругу перерождений, обусловленность характера нынешнего существования человека кармой — деяниями в предшествующих существованиях и т.д.).

Учение БУДДИЗМА заключается в постепенном самоуглублении, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры.

Основная духовно-практическая идея БУДДИЗМА связана с учением о «четырех благородных истинах»:

1) существует страдание, источником которого служит возобновляющийся цикл рождений и смертей;

2) причина страданий — в помраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве;

3) прекращение страданий — в достижении «просветленного» состояния, при котором можно выйти из кругооборота земного бытия;

4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном самоуглублении и приближении к «великой истине», заключающейся в том, что единственная достойная человека цель есть освобождение, свобода от всего, и в т.ч. и от самого себя.

Для достижения этой цели предложена восьмеричная система. Она включает:

1) правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах»;

2) правильную решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины;

3) правильную речь, т.е. доброжелательную, искреннюю, правдивую;

4) правильное поведение, т.е. непричинение зла;

5) правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый;

6) правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание;

7) правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания;

8) правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

Итогом восхождения по восьми ступеням совершенствования должна стать нирвана (сверхбытие по ту сторону жизни и смерти, бытия и небытия).

Для буддистов-мирян были сформулированы 5 заповедей:

1) воздерживайся от убийства;
2) воздерживайся от воровства;
3) воздерживайся от блуда;
4) воздерживайся от лжи;
5) воздерживайся от возбуждающих напитков.

Святой, достигший наивысшего уровня духовного развития — состояния нирваны, из которого более не возвращаются на землю, — называется в БУДДИЗМЕ хинаяны архатом.

В начале нашей эры в БУДДИЗМ формируется новое направление (махаяна), в ключевых моментах отличающееся от раннего БУДДИЗМА, который приверженцы махаяны назвали хинаяной.

К V в. в махаяне сложилось два течения — мадхьямика (шуньявада) и йогачара (виджнянавада), которые во многом определили дальнейшее развитие БУДДИЗМА как мировой религии.

В VII в. в Индии оформляется как самостоятельное течение эзотерический БУДДИЗМ — ваджраяна.

Последователи ваджраяны считают ее высшим учением Будды, «открытым при третьем повороте Колеса Дхармы».

Еще до начала нашей эры начинается распространение БУДДИЗМА (в форме хинаяны) на юг и юго-восток от Индии.

В середине I в. БУДДИЗМ проникает в Китай, несколько позже — в Тибет, Центральную Азию и Монголию (в форме махаяны).

Процесс адаптации БУДДИЗМА к местным религиозным и культурным традициям происходил одновременно с дальнейшей разработкой его фундаментальных положений, в результате чего за пределами Индии возникло немалое количество буддийских школ с систематизированными доктринами.

Позже оформились буддийские направления, имеющие до сегодняшнего дня миллионы последователей (например, ламаизм, дзэн, амидаизм, нитирэнизм).

Сегодня БУДДИЗМ исповедуют свыше 500 млн. человек.

В пантеоне БУДДИЗМА огромное количество богов и святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях.

В БУДДИЗМЕ отсутствует единое для всех направлений и школ священное писание, а буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или исламских конфессий.

Столь же велико и количество философских школ, связанных с БУДДИЗМОМ.

Общим, однако, является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.