главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ДЖАЙНИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ДАЛАЙ-ЛАМА 
«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы» 
ДАОСИЗМ 
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ 
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ДЕВА МАРИЯ, Богородица 
ДЕИЗМ 
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ 
ДЕМЕТРА 
ДЕМИУРГ 
ДЕМОНОЛОГИЯ 
ДЕНОМИНАЦИЯ 
ДЕРВИШ 
ДЕСЯТИНА церковная 
ДЕСЯТИСЛОВИЕ, Десять заповедей 
ДЖАЙНИЗМ 
ДЖИХАД 
ДЗЭН дзен дзэн-буддизм 
ДИАЛОГ 
ДИАНЕТИКА, сайентология 
ДИОЦЕЗ 
ДИСПЕНСАЦИАЛИЗМ 
ДОГМАТЫ 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 
ДОМИНИКАНЦЫ 
ДОНАТИСТЫ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ДРУИДЫ 
ДУХ, ДУША И ТЕЛО 
ДУХОБОРЫ, духоборцы 
ДУХОВЕНСТВО 
ДХАРМА, дхамма 
ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
ДЬЯВОЛ, диавол 

 

ДЖАЙНИЗМ — индийская религия, возникшая около VI в. до н. э.

Основоположник — Махавира. ДЖАЙНИЗМ исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет вечно существовать.

Бесконечные изменения мира происходят благодаря действию естественных сил природы и не связаны с каким-либо божественным вмешательством.

Согласно ДЖАЙНИЗМУ, Вселенная проходит чередующиеся циклы развития, восходящие и нисходящие, каждый из которых продолжается не поддающееся счету время.

Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.

В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара (перевозчик через океан бытия), 12 главных императоров и 64 великих человека.

В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, длительнее становится его жизнь, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку существуют условия для удовлетворения всех его потребностей.

В период упадка уменьшаются размеры тела человека, уменьшается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока он не превращается в слабовольное существо.

Сейчас человечество живет в эпохе упадка, и последний из 24 тиртханкаров пришел и уже ушел.

У ДЖАЙНИЗМА есть своя литература.

Они считают, что Веды и Брахманы не заслуживают доверия и как источник знания они не имеют ценности.

Реальность характеризуется ими как «множественность», или «многосторонность», она находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения носят относительный характер, все наши знания преходящи (временны) и условны.

Не существует уверенности в любом знании, и поэтому метод возможного — самый лучший метод.

На каждое утверждение правильный ответ: может быть или может не быть, или да — нет.

ДЖАЙНИЗМ считает, что утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, потому что вещь может рассматриваться со многих сторон (существует 350 различных точек зрения).

ДЖАЙНИЗМ принимает дуалистический принцип — джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа).

Джива действует, сама познает; аджива носит атомистический характер и не сознает себя.

Аджива существует в различных отношениях.

Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные — три или более.

ДЖАЙНИЗМ разрешает есть только то, что имеет две адживы — молоко, воду, фрукты, орехи и овощи.

Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы — непричинения вреда.

В конце I в. (около 80 г.) окончательно закрепилось разделение между двумя основными направлениями ДЖАЙНИЗМА — шветамбары (наиболее многочисленная, выступает против полной обнаженности, жестко выполняет кастовые правила, более ортодоксальна и стоит ближе к исходному ДЖАЙНИЗМУ) и дигамбары (ее представители ходят почти обнаженными, в настоящее время это делают только святые; низко оценивают женщин, считая их величайшим соблазном в мире и причиной греха, не допускают их в храмы; отрицают каноны шветамбаров).

Цель существования человека, по ДЖАЙНИЗМУ, связана с тремя драгоценностями (триратна):

1) правильным воззрением,
2) правильным знанием,
3) правильным поведением, или абсолютно безупречной жизнью, связанной с освобождением от сансары (переселения души).

Только высшие и наиболее совершенные достигают освобождения, поэтому они называются джина — победившие, превозмогшие, преодолевшие.

Они служат примером для всех других.

Система обетов ДЖАЙНИЗМА требует от мирян воздерживаться от лжи и воровства; хранить тесные узы верности в супружестве.

Чувственные удовольствия рассматриваются как грех, культивируется безразличие к удовольствию и боли.

Миряне обязаны соблюдать периоды медитации, посвящения и аскетизма.

Поскольку основной принцип поведения — ахимса, или непричинение вреда всему живому, джайны создают ашрамы для сирот и вдов, дхармшала — гостиницы для паломников, лечебницы для животных.

Для ДЖАЙНИЗМА характерна пратикрамана — публичная исповедь, на которой человек исповедуется в своих грехах, выражает желание стать лучше и духовно очиститься.

У многих джайнов существует кастовая практика и есть брахманы, выполняющие религиозные обряды в домах и храмах.