главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ДЖИХАД

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ДАЛАЙ-ЛАМА 
«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы» 
ДАОСИЗМ 
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ 
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ДЕВА МАРИЯ, Богородица 
ДЕИЗМ 
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ 
ДЕМЕТРА 
ДЕМИУРГ 
ДЕМОНОЛОГИЯ 
ДЕНОМИНАЦИЯ 
ДЕРВИШ 
ДЕСЯТИНА церковная 
ДЕСЯТИСЛОВИЕ, Десять заповедей 
ДЖАЙНИЗМ 
ДЖИХАД 
ДЗЭН дзен дзэн-буддизм 
ДИАЛОГ 
ДИАНЕТИКА, сайентология 
ДИОЦЕЗ 
ДИСПЕНСАЦИАЛИЗМ 
ДОГМАТЫ 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 
ДОМИНИКАНЦЫ 
ДОНАТИСТЫ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ДРУИДЫ 
ДУХ, ДУША И ТЕЛО 
ДУХОБОРЫ, духоборцы 
ДУХОВЕНСТВО 
ДХАРМА, дхамма 
ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
ДЬЯВОЛ, диавол 

 

ДЖИХАД (араб. — усилие) — в исламе: отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества истинной религии; одна из главных обязанностей мусульманской общины.

Основное понимание ДЖИХАДА складывалось во время установления ислама во времена пророка Мухаммеда.

В дальнейшем эти положения уточнялись мусульманскими богословами.

Так, первоначально под ДЖИХАДОМ подразумевались главным образом военные действия. Это значение стало основным для немусульман и получило у них название «Священная война» (у многих мусульманских народов используется персидское слово «газават»).

Начиная с IX-X вв. понятие ДЖИХАД наполняется новым, духовным содержанием и рассматривается как внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху.

Различают большой и малый ДЖИХАД.

Понятие большой религиозной войны происходит от слов Мухаммеда, произнесенных после одной из битв: «Мы возвратились с малой священной войны на большую».

Последняя ведется в условиях мира и символизирует борьбу, которую человек должен вести в себе, сопротивляясь собственным плохим наклонностям.

Отношение между малым и большим джихадом — это отношение внешней (материальной) и внутренней (духовной) войны против всего, что мешает стремлению к высшей гармонии и единству.

Классическая доктрина ДЖИХАДА разработана в трудах по исламскому праву (аль-фикх).

В них дается общая характеристика ДЖИХАДА как «максимально возможного напряжения усилий» и излагается его юридическое толкование как ведение войны против неверных путем нанесения им ударов, изъятия их собственности, разрушения святилищ, уничтожение их идеалов и тому подобное.

Проводится разграничение между «ДЖИХАД сердца», т.е. борьбой со своими недостатками, «ДЖИХАД языка» — стремлением к благому и запрете глупости, «ДЖИХАД руки» — дисциплинарными мерами, принятыми в отношении преступников и нарушителей моральных принципов, и «ДЖИХАД меча», т.е. вооруженной борьбой с неверными.

В наши дни мусульманские авторы подчеркивают оборонительный характер ДЖИХАДА и предпочтительность мирных средств для защиты и распространения ислама.

Однако при этом в современных мусульманских декларациях ДЖИХАД понимается как мобилизация сил мусульман для защиты ислама, в частности, ради освобождения Иерусалима.