главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ДУХ, ДУША И ТЕЛО

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ДАЛАЙ-ЛАМА 
«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы» 
ДАОСИЗМ 
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ 
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ДЕВА МАРИЯ, Богородица 
ДЕИЗМ 
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ 
ДЕМЕТРА 
ДЕМИУРГ 
ДЕМОНОЛОГИЯ 
ДЕНОМИНАЦИЯ 
ДЕРВИШ 
ДЕСЯТИНА церковная 
ДЕСЯТИСЛОВИЕ, Десять заповедей 
ДЖАЙНИЗМ 
ДЖИХАД 
ДЗЭН дзен дзэн-буддизм 
ДИАЛОГ 
ДИАНЕТИКА, сайентология 
ДИОЦЕЗ 
ДИСПЕНСАЦИАЛИЗМ 
ДОГМАТЫ 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 
ДОМИНИКАНЦЫ 
ДОНАТИСТЫ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ДРУИДЫ 
ДУХ, ДУША И ТЕЛО 
ДУХОБОРЫ, духоборцы 
ДУХОВЕНСТВО 
ДХАРМА, дхамма 
ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
ДЬЯВОЛ, диавол 

 

ДУХ, ДУША И ТЕЛО — одна из ключевых проблем религиозной антропологии (Антропология религиозная); представления о соотношении физического и метафизического в человеке, взаимосвязи физиологического, психического и духовного аспектов его существования.

В мифологии и религии находили отражение факты наличия у человека сознания, нравственности, его несводимость к телесному существованию.

Стремление объяснить пробуждение и потерю сознания, феномены памяти и познания, сна и сновидений породило убежденность в наличии у человека души (или множества душ) как сущностей, оживотворяющих тело, способных покидать его навсегда или на время, вселяться в другие тела или вести самостоятельное существование (духи).

В некоторых религиозных системах (индуизм, джайнизм) и философских учениях небесная душа резко противопоставлялась телу, которое понималось как низшее начало и источник зла.

В учении пифагорейцев и платоников развивалось представление о том, что в человеке противостоят две природы: одна — тленное тело, другая — нетленная душа, которая вселяется в тело из духовного мира и продолжает жить отдельно от тела после смерти.

Христианство сохраняет представление о двойственности человеческой природы, но человек понимается не столько как противоборство, сколько как союз видимой и невидимой природы.

При этом учение о предсуществовании душ (Ориген), согласно которому души до своего вселения в человеческое тело пребывали в некоем высшем состоянии, было осуждено церковью.

Согласно традуцианистскому учению (лат. traducere — переводить и anima — душа), душа передается при зачатии через семя отца.

Еще одно, наиболее распространенное учение — креационизм (лат. creatio — сотворение и anima — душа), утверждающее, что Бог творит душу каждого человека из ничего, стало официальным в католической церкви и подтверждено энцикликой Пия XII Humani generis (1950), направленной против эволюционизма.

В то же время креационизм не имеет единой точки зрения по вопросу о том, когда именно Бог вкладывает душу в человеческое тело — в момент зачатия или позже.