главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы»

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ДАЛАЙ-ЛАМА 
«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы» 
ДАОСИЗМ 
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ 
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ДЕВА МАРИЯ, Богородица 
ДЕИЗМ 
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ 
ДЕМЕТРА 
ДЕМИУРГ 
ДЕМОНОЛОГИЯ 
ДЕНОМИНАЦИЯ 
ДЕРВИШ 
ДЕСЯТИНА церковная 
ДЕСЯТИСЛОВИЕ, Десять заповедей 
ДЖАЙНИЗМ 
ДЖИХАД 
ДЗЭН дзен дзэн-буддизм 
ДИАЛОГ 
ДИАНЕТИКА, сайентология 
ДИОЦЕЗ 
ДИСПЕНСАЦИАЛИЗМ 
ДОГМАТЫ 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 
ДОМИНИКАНЦЫ 
ДОНАТИСТЫ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ДРУИДЫ 
ДУХ, ДУША И ТЕЛО 
ДУХОБОРЫ, духоборцы 
ДУХОВЕНСТВО 
ДХАРМА, дхамма 
ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
ДЬЯВОЛ, диавол 

 

«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Книга о Дао и дэ»), или «Лао-цзы» («Книга учителя Лао»), —

небольшой по объему памятник древнекитайской философии, главный трактат даосизма. Авторство «ДАО ДЭ ЦЗИН» традиционно приписывается полулегендарному основателю даосизма Лао-цзы (ок. VI-V вв. до н. э.; отсюда второе название книги).

Историк Сыма Цянь, излагая его историю, в то же время подвергал её сомнению и предполагал, что автором книги мог являться другой современник Конфуция — Лао Лай-цзы или же чжоуский государственный деятель Дань, о котором известно, что он посетил циньского правителя Сянь-гуна 129 лет спустя после смерти Конфуция.

В связи с тем, что «ДАО ДЭ ЦЗИН» в дошедшей до нас редакции носит отпечатки более позднего времени, некоторые китайские ученые (Лян Цичао и др.) полагают, что «ДАО ДЭ ЦЗИН» была написана в IV-III вв. до н. э. последователями Лао-цзы.

Их оппоненты (Го Можо и др.) утверждают, что «ДАО ДЭ ЦЗИН» представляет собой запись устных речей Лао-цзы, сохраненных современниками.

Трактат посвящен учению о Дао (дорога, путь, метод). Дао, согласно «ДАО ДЭ ЦЗИН», является началом всего существующего в мире — его никто не создал, но всё происходит из него.

Дао вездесуще и представляет собой некое подобие мировой субстанции, бесконечной во времени и пространстве.

Дао находится в постоянном движении; не достигая предела, оно возвращается к своему истоку.

Дао — высший закон, которому подчиняются все, в том числе и высшие божества, Земля и Небо.

В то же время Дао непознаваемо обычными способами и невыразимо в словах.

Проявляется Дао только через свою эманацию «дэ» (феноменальный мир).

Из принципа непознаваемости Дао вытекают аскетизм и созерцательность (возможность познания Дао путем ухода из мира).

В политическом аспекте Дао представляет собой высший закон управления государством.

Строгое следование Дао требует от государя соблюдения принципа у-вэй (недеяния) — отказ от любых действий, противостоящего естественному Дао.

Дао является в то же время и высшим нравственным законом, поскольку человеческая мораль подчинена его всеобщему принципу, и только слияние с Дао может обеспечить человеку подлинное существование.

В результате этого индивид возвышается над законами природы и общества и может по своему произволу управлять ими.

В более позднем даосизме было выработано особое учение о бессмертии, согласно которому человек, соединившийся с Дао, может победить даже силу смерти.

Учение «ДАО ДЭ ЦЗИН» нашло дальнейшее развитие в книге «Чжуан-цзы» («Книга учителя Чжуана»; иногда высказывается мнение, что эта книга на самом деле предшествовала «ДАО ДЭ ЦЗИН»).

Основная идея «ДАО ДЭ ЦЗИН» — учение о Дао — послужила одним из узловых пунктов борьбы различных идейных течений на протяжении многих веков, породив большое количество комментариев к «ДАО ДЭ ЦЗИН».

Текст «ДАО ДЭ ЦЗИН» настолько популярен, что иногда нет возможности отличить мысли автора от интерпретаций и систем, берущих вдохновение в этом тексте. Книга была переведена на многие европейские языки, в том числе и на русский (1950).