главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ДАОСИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ДАЛАЙ-ЛАМА 
«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы» 
ДАОСИЗМ 
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ 
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ДЕВА МАРИЯ, Богородица 
ДЕИЗМ 
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ 
ДЕМЕТРА 
ДЕМИУРГ 
ДЕМОНОЛОГИЯ 
ДЕНОМИНАЦИЯ 
ДЕРВИШ 
ДЕСЯТИНА церковная 
ДЕСЯТИСЛОВИЕ, Десять заповедей 
ДЖАЙНИЗМ 
ДЖИХАД 
ДЗЭН дзен дзэн-буддизм 
ДИАЛОГ 
ДИАНЕТИКА, сайентология 
ДИОЦЕЗ 
ДИСПЕНСАЦИАЛИЗМ 
ДОГМАТЫ 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 
ДОМИНИКАНЦЫ 
ДОНАТИСТЫ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ДРУИДЫ 
ДУХ, ДУША И ТЕЛО 
ДУХОБОРЫ, духоборцы 
ДУХОВЕНСТВО 
ДХАРМА, дхамма 
ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
ДЬЯВОЛ, диавол 

 

ДАОСИЗМ (кит. Дао узя — школа Дао) —

учение китайской философии (IV—III вв. до н. э.), на основе которого во II в. складывается одноименная религия.

Наряду с буддизмом и конфуцианством ДАОСИЗМ оказал большое влияние на развитие духовной жизни Китая.

Принципы классического ДАОСИЗМА были сформулированы в трактате «Дао дэ цзин», который приписывают Лао-цзы.

Согласно учению ДАОСИЗМУ, вещи рождаются и изменяются благодаря естественному «пути» — Дао.

В процессе изменения все они переходят в собственную противоположность.

Человек должен следовать природе вещей и отказаться от мудрствования.

В отличие от внешней формы китайской традиции (конфуцианства), ДАОСИЗМ делает акцент не столько на социально-ритуальных аспектах, этике и обрядах, сколько на духовной реализации отдельного человека, мистическом созерцании и преображении.

ДАОСИЗМ критиковал социальное расслоение общества и призывал возвратиться к традициям общинной жизни.

Видными представителями ДАОСИЗМА были Ян Чжу, Инь Вэнь и Чжуан-цзы (IV-III вв. до н. э.).

По их мнению, соблюдение естественных законов жизни позволяет человеку «сохранить свою природу в целости», а это необходимо для приобретения мудрости и познания истины.

Чжуан-цзы называл мышление «зеркалом неба и земли». Основным предметом познания он считал диалектику единого и многого, постоянного и изменчивого. Сам Чжуан-цзы абсолютизировал единое во многом, покой в движении, обособление Дао от вещей что послужило фундаментом его теории «недеяния», которая, в свою очередь, стала одним из источников формирования религии ДАОСИЗМА на рубеже нашей эры.

В то же время в ДАОСИЗМЕ усилились мистические тенденции, и это стало причиной разделения его во II-III вв. на философский (Дао цзя) ДАОСИЗМ, развившийся в так называемый неодаосизм, и религиозный ДАОСИЗМ (Дао цзяо), включивший в себя алхимию, демонологию и различные практики целительства.

Первым патриархом религиозного ДАОСИЗМА считается Чжан Даолин (Чжан Фухаль).

В центре его учения находилась идея о Дао как вездесущем естественном законе природы, общества, мышления и поведения отдельного человека и «дэ» (букв, добродетель или мораль) как проявлении Дао.

Во II- III вв. ДАОСИЗМ получил организационное оформление.

В этот период он стал знаменем обездоленных, поднявших восстание «желтых повязок». Хотя восстание было подавлено, его оставшиеся в живых участники бежали на запад, где присоединились к другой даосской секте, которая вскоре превратилась в фактически самостоятельное теократическое государство, возглавляемое верховным жрецом Тяньши («Небесным учителем»).

Особое распространение религиозный ДАОСИЗМ получил в годы правления династии Тан (VII-X вв.), когда он стал составной частью национальной культуры Китая и оказал значительное влияние на китайскую поэзию, литературу, изобразительное искусство.

На протяжении веков ДАОСИЗМ то пользовался покровительством правителей, то подвергался гонениям и становился идейной основой тайных обществ, выступавших против существующего строя («Тайпин Дао» — «Путь великого Дао») и крестьянских восстаний.

После революции 1949 г. и в период «культурной революции» правительство КНР вело борьбу против тайных даосских обществ.

После реформ Дэн Сяопина в 1978 г. положение стало улучшаться.

В последнее время открылось большое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение ДАОСИЗМА обязано росту популярности техники ци-гун (искусство саморегуляции организма), связанной с даосской «внутренней алхимией».

ДАОСИЗМ в современном виде представляет собой религию с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и внутренним, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа, содержанием.