главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ДЕИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ДАЛАЙ-ЛАМА 
«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы» 
ДАОСИЗМ 
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ 
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ДЕВА МАРИЯ, Богородица 
ДЕИЗМ 
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ 
ДЕМЕТРА 
ДЕМИУРГ 
ДЕМОНОЛОГИЯ 
ДЕНОМИНАЦИЯ 
ДЕРВИШ 
ДЕСЯТИНА церковная 
ДЕСЯТИСЛОВИЕ, Десять заповедей 
ДЖАЙНИЗМ 
ДЖИХАД 
ДЗЭН дзен дзэн-буддизм 
ДИАЛОГ 
ДИАНЕТИКА, сайентология 
ДИОЦЕЗ 
ДИСПЕНСАЦИАЛИЗМ 
ДОГМАТЫ 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 
ДОМИНИКАНЦЫ 
ДОНАТИСТЫ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ДРУИДЫ 
ДУХ, ДУША И ТЕЛО 
ДУХОБОРЫ, духоборцы 
ДУХОВЕНСТВО 
ДХАРМА, дхамма 
ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
ДЬЯВОЛ, диавол 

 

ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — неортодоксальная религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог есть разумная первопричина мира, находящаяся вне его, но не участвующая в жизни природы и человека.

В ДЕИЗМЕ мир представлен как самостоятельный механизм, движущийся в результате некоего внешнего «первотолчка» по естественным законам, подобно заведенному часовому механизму.

Идеи ДЕИЗМА восходят к мысли Эпикура о невмешательстве богов в земную жизнь и к понятию Перводвигателя у Аристотеля.

Впервые словом «ДЕИЗМ» стали называть в XVI в. учение социниан (по имени создателя рационалистического течения в протестантизме Ф. Социна).

В XVII в. слова «ДЕИЗМ» и «свободомыслие» стали восприниматься как синонимы.

Предпосылкой становления ДЕИЗМА как целостной системы взглядов стали процессы секуляризации общества и развитие естествознания, следствием чего явилась растущая вера в человеческий разум и недоверие к религиозным учениям об откровении.

Основоположником ДЕИЗМА считается английский философ, историк, дипломат и поэт лорд Э. Г. Чербери (1583-1648).

В трактате «Об истине» (1624) он сформулировал основные принципы ДЕИЗМА как «естественной религии» («религии разума»), которая рассматривалась в качестве основы всех религий:

существует Абсолют — безличный и трансцендентный миру, а также существует воздаяние за земную жизнь в загробном мире (онтологические принципы);

Абсолют должно чтить, и наилучшим способом для этого является праведная жизнь, а средством искупления грехов — раскаяние (этические принципы).

Эти идеи нашли развитие в его работах «О причинах ошибок» и «О религии мирян» (1645), а также в книге «О религии дворян» (1663).

В сочинениях Э. Г. Чербери ДЕИЗМ предстал как новая религия, которая не нуждается в религиозных авторитете, вере, обрядах, таинствах, молитвах.

Согласно взглядам представителей ДЕИЗМА, истинное богопознание — это познание природы.

Деисты отвергали идею предопределения и промысла Божьего, критиковали Священное Писание, христианские догматы и обряды, институт церкви.

ДЕИЗМ утверждал принципы веротерпимости, независимости философии и науки от религии.

ДЕИЗМ не был однородным течением: взгляды одних деистов сближались с теизмом, а других — с атеизмом и материализмом.

В ДЕИЗМЕ проявилось стремление человека преодолеть чувство зависимости от сверхъестественных сил и строить свою деятельность на основе использования естественных законов.

Максимальное влияние и распространение ДЕИЗМА относится к эпохе Просвещения (XVIII в.).

Деистами были многие выдающиеся европейские, американские и российские мыслители того времени — Т. Гоббс, А. Шефтсбери, Г. С.-Дж. Болинброк, Ф. Вольтер, Д. Юм, Дж. Толанд, Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг, Т. Джефферсон, Б. Франклин, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев и др.

В XVII-XVIII вв. ДЕИЗМ способствовал переключению интеллектуального потенциала общества с теологии на науку и философию.

В XIX в. ДЕИЗМ утрачивает свои позиции в связи с широким распространением атеизма и материализма, а также оккультно-мистических учений.

Интерес к ДЕИЗМУ возрождается во второй половине XX в. в христианском модернизме; в этом контексте ДЕИЗМ стремится к достижению компромисса между наукой и религией.

Современный ДЕИЗМ существует в широком спектре вариантов — от «бытового» ДЕИЗМА, когда человек, причисляющий себя к какому-либо вероисповеданию, в то же время не верит в возможность божественного вмешательства в земную жизнь и в загробное воздаяние, до философских концепций, признающих существование абстрактного «разумного начала» в мире.