главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ДЗЭН, дзен, дзэн-буддизм

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ДАЛАЙ-ЛАМА 
«ДАО ДЭ ЦЗИН» «Лао-цзы» 
ДАОСИЗМ 
ДАР АЛЬ-ИСЛАМ 
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ДЕВА МАРИЯ, Богородица 
ДЕИЗМ 
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ 
ДЕМЕТРА 
ДЕМИУРГ 
ДЕМОНОЛОГИЯ 
ДЕНОМИНАЦИЯ 
ДЕРВИШ 
ДЕСЯТИНА церковная 
ДЕСЯТИСЛОВИЕ, Десять заповедей 
ДЖАЙНИЗМ 
ДЖИХАД 
ДЗЭН дзен дзэн-буддизм 
ДИАЛОГ 
ДИАНЕТИКА, сайентология 
ДИОЦЕЗ 
ДИСПЕНСАЦИАЛИЗМ 
ДОГМАТЫ 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА 
ДОМИНИКАНЦЫ 
ДОНАТИСТЫ 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ 
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ 
ДРУИДЫ 
ДУХ, ДУША И ТЕЛО 
ДУХОБОРЫ, духоборцы 
ДУХОВЕНСТВО 
ДХАРМА, дхамма 
ДХАРМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
ДЬЯВОЛ, диавол 

 

ДЗЭН, дзен, чань; дзэн-буддизм, чань-буддизм (япон. «дзэн», кит. «чань» от санскр. «дхъяна» — сосредоточение, размышление), — течение в буддизме традиции махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).

В более узком смысле под термином «ДЗЭН» понимается направление японского буддизма, принесённое из Китая в ХП в.

В дальнейшем традиции японского ДЗЭН и китайского чань развивались во многом самостоятельно и, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский ДЗЭН представлен несколькими школами — риндзай, сото и обаку.

ДЗЭН появился в Китае в V в.

По преданию, учение Будды принес в Китай индийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо, сокращенно Дамо; в японской — Дарума), который считается 28-м буддийским патриархом.

Бодхидхарма прибыл в Китай ок. 520 г. и обосновался в монастыре Шаолинь, который превратился в колыбель китайского чань-буддизма.

На протяжении VT-VIII вв. ДЗЭН распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая всё больше приверженцев.

Считается, что дзэну невозможно научить.

Человек должен искать истину в самом себе, ему можно лишь подсказать путь достижения просветления (яп. «сатори», кит. «дунь у»), позволяющего «увидеть собственную природу» и таким образом постичь Будду.

При этом просветление понимается не как состояние, а как особый «способ видения».

Практика и учение ДЗЭН нацелены на:

1) успокоение ума,
2) «освобождение от жёстких взглядов»,
3) «отпускание» привязанностей.

Наставник («мастер ДЗЭН») должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние ученика и давать ему подходящие именно для него указания или толчок.

На разных этапах практики ученику могут давать разные, «противоположные» советы, например: «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»; «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее».

Два основных вида регулярной практики ДЗЭН — сидячая медитация по нескольку часов в день и простой физический труд.

В ДЗЭН отсутствует противопоставление медитативного состояния другим формам человеческой деятельности.

Можно выделить ряд принципов ДЗЭН:
1) «Не творить письменных поучений»;
2) «Передавать традицию вне наставлений»;
3) «Прямо указывать на человеческое сердце»;
4) «Прозревать природу и истины Будды» и др.

Важное место в учении ДЗЭН отводится коану (кит. «гуньань») — короткой истории, повествующей о конкретных случаях достижения просветления, либо содержащей парадоксальную загадку-алогизм.

Основной задачей коанов является пробуждение ума слушающего.

Выдающимися мастерами ДЗЭН в Китае были Мацзу Даои, Хунчжень, Хуэй-нэн, а в Японии — Дзэн Мудзю, Тоё Сэссю, Тенсё Сюбун.

В VII в. ДЗЭН в Китае раскололся на северную и южную школы.

По учению северной школы, просветление — это закономерный результат длительной медитации под руководством учителя.

Южная школа считает главным внезапное озарение как интуитивный толчок, не подразумевающий необходимости длительной медитации.

В Китае, где буддизм подвергся влиянию даосизма, ДЗЭН вышел за конвенционально-этические рамки буддизма и включил в систему своих практик боевые искусства.

Впервые они соединились с ДЗЭН в качестве развивающей тело гимнастики и способа закалки духа в монастыре Шаолинь.

В Японии под влиянием дзэн-буддизма разрабатывался свод правил и норм для идеального воина-самурая — «Бусидо».

В непосредственной связи с бусидо стояла медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.

В дальнейшем ДЗЭН стал важной составной частью различных школ восточных боевых искусств.

В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется так быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных могут привести к поражению.

Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное посторонними мыслями сознание отражает, подобно зеркалу, любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно.

В настоящее время ДЗЭН практикуется также в странах Европы и Америки.

В 60-х гг. XX в. «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал своеобразную окраску движению битников.

Учение ДЗЭН принял известный американский писатель Дж. Сэлинджер; влияние ДЗЭН испытали также многие психотерапевтические школы.

Сегодня ДЗЭН применяют к любым областям деятельности — от музицирования до секса.