главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ЕРЕСЬ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ЕВА 
ЕВАНГЕЛИЯ — Библия 
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ 
ЕВХАРИСТИЯ, ПРИЧАСТИЕ 
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, СОБОРОВАНИЕ 
ЕПИСКОП 
ЕРЕСЬ 
ЕССЕИ 

 

ЕРЕСЬ (греч. hairesis — выбор, избранный образ жизни или мыслей) —

религиозное учение, течение, отклоняющееся от вероучения данной религии и приводящие к отделению от нее части верующих.

Термин «ЕРЕСЬ» употребляется обычно применительно к христианству, но иногда и в отношении других религий (ислама и иудаизма).

В разные времена термин «ЕРЕСЬ» наполнялся различным смыслом.

В античности он означал «учение», «школу».

В Новом Завете ЕРЕСЬ употребляется в отрицательном смысле:
к ЕРЕСИ причисляются саддукеи, фарисеи, назореи и всякого рода «лжеучители».

С этих пор ЕРЕСЬ рассматривается церковью как ложное, инспирированное дьяволом учение.

Христианские писатели II-III вв. (Ириней Лионский, Тертуллиан и др.) называли ЕРЕСЬЮ философские учения, несовместимые с христианством (например, эпикурейство), а также учения, в которых христианские представления сочетались с элементами античной философии или восточных религий.

После утверждения христианства в качестве господствующей религии церковь называла ЕРЕСЬЮ любые учения, умонастроения или действия, расходившиеся с церковными догматами и установлениями (в Древней Руси, например, ЕРЕСЬЮ считались ворожба и игра на гуслях).

В научной литературе к собственно ЕРЕСИ относят средневековые учения и народные движения, оппозиционные феодальной церкви и ее идеологии.

В ЕРЕСИ переплетались социально-политические, этнические и идеологические аспекты.

ЕРЕСИ различались по социальной базе, по степени радикальности в отрицании ортодоксии и т.д.

По социальной базе — это крестьянско-плебейские ЕРЕСИ (например, апостольские братья, табориты, лолларды); бюргерские ЕРЕСИ (альбигойцы, катары, патарены).

По идейному содержанию выделяют рационалистические антитринитарные ЕРЕСИ, восходящие к арианству, несторианству, монофизитству; дуалистические, которые опираются на манихейство; мистико-пантеистические, которые использовали идеи философов-пантеистов типа Давида из Динана, Амальрика из Бена, Мейстера Экхарта.

Основные аргументы ЕРЕСИ черпали, как правило, из Библии.

Общей чертой средневековых ЕРЕСЕЙ был антиклерикализм: критика института церкви и духовенства.

Социально-политическая цель радикальных ЕРЕСЕЙ — создание царства справедливости на Земле, в связи с этим — установление сословного и имущественного равенства, уравнительный передел земли.

ЕРЕСИ отвергали церковное учение о Троице, Христе, загробном воздаянии, церковные таинства и обряды.

Свободомыслие простиралось от робкого несогласия с авторитарно-догматической позицией до полного разрыва с ортодоксией.

Исторические церкви считали ЕРЕСЬ тяжким преступлением и нередко карали еретиков смертью. Им также вменялось в вину нарушение общепринятой морали.

Во главе ЕРЕСИ стояли люди, как правило, незаурядные, неординарно мыслящие, уверенные в своей правоте. Требуя от господствующей церкви терпимости, сами они зачастую проявляли по отношению к ней нетерпимость.