главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ГРЕХ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ГАДАНИЕ — Мантика 
ГАДЕС 
ГАЗАВАТ — Джихад 
ГЕНОТЕИЗМ 
ГЕРАКЛ (Геркулес) 
ГЕРМЕНЕВТИКА 
ГЕРМЕС 
ГЕФЕСТ 
ГЕЯ 
ГИМН 
ГЛОССОЛАЛИЯ 
ГНОСТИЦИЗМ 
ГОЛГОФА 
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ 
ГРЕХ 
ГРОБ ГОСПОДЕНЬ 
ГРЕХОПАДЕНИЕ 
ГУГЕНОТЫ 
ГУМАНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
ГУРУ 
ГУСИТЫ 

 

ГРЕХ (греч. hamartia — промах, ошибка; в русском языке слово «грех» также изначально соответствовало понятию ошибка» — ср. «погрешность», «огрехи») —

фундаментальная категория религии и религиозной этики; поступок, действие (либо бездействие), нарушающее заветы Бога, религиозные предписания и традиции; реже — нарушение общепринятых морально-этических правил, норм, установившихся в обществе.

Также грехом иногда считается не только акт, нарушающий заветы, но и само нежелание следовать заповедям Бога и неправедные («нечистые») мысли.

По определению, ГРЕХ является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние.

ГРЕХ — это нарушение религиозного закона, как преступление - нарушение гражданского закона.

В зависимости от того, как понимается суть религиозной жизни, в религиях отличается и понимание ГРЕХА.

В целом в общественном сознании ГРЕХ стоит между преступным действием, нарушающим закон и подлежащим уголовному наказанию, и обычным действием, не вызывающим порицания или поощрения.

Любое неординарное действие является или праведным (похвальным) действием, или подвигом (сверхпохвальным действием), или греховным (осуждаемым) действием, или же преступным (категорически осуждаемым, подсудным) действием.

Понятия «преступление», «грех», «праведность» и «подвиг» имеют разное содержание в разные исторические эпохи и в разных культурах. Однако универсальная шкала, устанавливающая их взаимосвязь, остается единой.

Оппозиции «преступление — подвиг» и «грех — праведность» затрагивают не только сферы религии, морали и права, но и другие области общественной жизни.

В традиции многих дхармических религий ГРЕХ — понятие скорее субъективное, нежели социальное, и зачастую обозначает любой поступок, отягчающий карму индивида.

Череда перерождений напрямую зависит от совокупности плохих и хороших поступков субъекта (понятие о воздаянии).

ГРЕХ в данном случае — не нарушение воли божества, а нарушение универсального закона (дхармы), единого и непреложного для всех существ.

В буддизме и гностически-теософских системах, ГРЕХ — это отклонение от праведности, основанное на неведении, в то время как познание истины выводит человека на путь избавления от неправедной жизни.

В иудаизме (Мидраш «Ялкут Шимони») грех описывается с четырех различных сторон: с точки зрения мудрости, пророчества, Торы и Бога.

С точки зрения мудрости, ГРЕХ — это вредоносный поступок по отношению к другим людям и/или к самому себе. Пророчество определяет грех как смерть. (Жизнь — это связь с ее источником, Творцом; ГРЕХ символизирует отказ человека от этой связи — следовательно, приравнивается к смерти.)

По Торе, ГРЕХ — это глупость; необдуманный и неправедный поступок, нарушающий планы Всевышнего о том, как должен существовать и развиваться мир. В момент совершения греха в душе человека наступает затмение, и он идет вразрез со своим истинным желанием. Но Бог усматривает во грехе не только отпадение от Него, но и новую возможность:

Всевышний даровал Тору, способность самосовершенствования и силы для борьбы с ГРЕХОМ.

Существует раскаяние (тшува) — процесс, подвигающий человека на отказ от ГРЕХА.

В цепочке «ГРЕХ — наказание — раскаяние — избавление» для человека открывается путь приближения к Богу.

Таким образом, понятие «ГРЕХ » объединяет в себе все четыре определения, связанные между собой.

В исламе ГРЕХ прежде всего понимается как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис, дьявол).

В общем ГРЕХ понимается как действие (или бездействие), противоречащее законам Аллаха и заветам Пророка.

Как ГРЕХ мусульмане рассматривают и неверие, многобожие.

Самым страшным грехом, разрушающим единобожие, считается приписывание Аллаху «сотоварищей» — помощников, которых как таковых нет и быть не может.

В отличие от христианства, где и нечистая мысль воспринимается как ГРЕХ, в исламе такие мысли считаются словами, нашёптанными шайтаном. В таких случаях Коран рекомендует обращаться к Аллаху с просьбой о защите.

В исламе любой ГРЕХ, исполненный осознанно и по своей воле, является непростительным и остается неискупленным; он будет упомянут в день Страшного суда (день воскресения).

Однако человек может раскаяться, совершать добрые дела и стараться не повторять ошибок — в таком случае в день Страшного суда количество его добрых дел может «перевесить» количество грехов, и он может быть прощен.

В православной традиции ГРЕХ — это скорее болезнь, чем проступок; скорее рана, нанесенная человеком своей душе, чем вина.

ГРЕХ может быть не только действие, но и мысль, желание.

ГРЕХ препятствует духовному росту человека, заслоняет его от Бога.

Избавление от ГРЕХА — в покаянии, т.е. в волевом отвержении греховного влечения. Это не просто критический самоанализ, а покаянное обращение к Богу как к Тому, перед Кем совершил ГРЕХ, к Тому, Кто может простить, и к Тому, Кто может защитить от его повторения.

Благодать Христова, к которой человек приобщается через таинства церкви, и понимается здесь как лекарство, способное заживить раны, которые нанес ГРЕХ.

Непростительным ГРЕХОМ, согласно Евангелию, является лишь «хула на Духа» (Мф. 12:31).

Покаянное обращение за помощью к личному Богу возможно лишь в теистической религиозной системе — пантеистические и оккультные доктрины, предполагающие, что человеческий дух и Дух Божий едины, различны лишь в количестве, несовместимы с персонализмом Евангелия.

ГРЕХ как духовное понятие, согласно православному пониманию, вообще онтологически неопределим: «ГРЕХ сам по себе не существует, поелику он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит», — говорит «Православное исповедание».

В католицизме считается, что грехи может отпускать церковь, поскольку в ее распоряжении находится запас «сверхдолжных заслуг» святых, позволяющих простить грех (отсюда средневековая практика продажи индульгенций).

В протестантизме акцент переносится с личных проступков на неискоренимую греховную природу человека, которая нуждается в искуплении.

Принявший Христа верующий («спасенный») получает прощение всех грехов и новую духовную природу, позволяющую ему жить праведно при поддержке Святого Духа.

В средние века «смертными грехами» считались выступления индивидуума против Бога и потворство тем физиологическим и эмоциональным импульсам, которые не согласуются с религиозным учением.

Иерархия средневековых ГРЕХОВ была разработана в V в. Иоанном Кассианом и уточнена в VI в. Григорием Великим.

Самым большим ГРЕХОМ считается гордыня, затем по нисходящей идут тщеславие, слабость, гнев, жадность, прелюбодеяние, чревоугодие (Григорий Великий вслед за гордыней ставит похоть, или неумеренность).

Производными от каждого из смертных ГРЕХОВ являются остальные ГРЕХИ, как менее тяжкие.

В современном обществе, где религиозная идеология не является господствующей, вместо слова «ГРЕХ» часто используют более нейтральное — «проступок».

Однако и в настоящее время в повседневном словоупотреблении слово «ГРЕХ» продолжают использовать для обозначения любых существенных промахов («грехи молодости») и в ряде других, прямо не связанных с религией, смыслах («не грех», «как на грех» и т.п.).