главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ХИНАЯНА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ХАДЖ — Ислам 
ХАДИС — Сунна 
ХАНУКА 
ХАРИЗМА 
ХАСИДИЗМ 
ХИДЖРА — Ислам 
ХИЛИАЗМ 
ХИНАЯНА 
ХРАМ 
ХРИСЛАМ 
ХРИСТИАНСТВО 

 

ХИНАЯНА (санскр. — «малая колесница») — наряду с махаяной — одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм (сами приверженцы ХИНАЯНАЫ этого названия не признают).

ХИНАЯНА утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и некоторых других странах Юго-Восточной Азии.

Согласно древнеиндийским религиозным представлениям, живое существо вечно вращается в кругу перерождений — от обитателей ада, подвергающихся мучениям, до освободившихся от материальных тел и пребывающих в состоянии блаженства божеств.

ХИНАЯНА любую форму существования отождествляет с «недолжным бытием», т.е. со страданием, дажеесли живое существо субъективно этого не ощущает.

Путь освобождения — это выход из круга перерождений, который трактуется как полное небытие (представление, которое чуждо практически всем течениям древнеиндийской религиозно-философской мысли).

Данное положение ХИНАЯНЫ выражается в учении о «четырех благородных истинах»:

1) всё есть страдание;
2) страдание имеет причины;
3) страдание может быть прекращено;
4) существует путь прекращения страдания.

ХИНАЯНА развила учение о дхарме — бесчисленных трансцендентных сущностях, имеющих 75 разновидностей.

При нарушении должного состояния дхарм из них «выплескиваются» качества, и их различные комбинации приводят к тому, что живое существо, само являющееся продуктом «волнения дхарм», воспринимает самого себя и окружающий мир.

Для освобождения от страданий необходимо «успокоение дхарм», которое достигается с помощью «правильных» видов деяний (поступков, слов и мыслей).

Царевич Сиддхартха, ставший Буддой Шакьямуни, получил просветление относительно механизмов бытия, метода «успокоения дхарм» и поведал о нем своим ученикам, первым из людей прервал цепь перерождений и показал «благородный восьмеричный путь» к нему.

Буддийский идеал «освобождения» принял в ХИНАЯНЕ форму преимущественно личного совершенствования, независимого от внешних условий, — идеал архата.

Учение ХИНАЯНЫ определило практику буддистов, стремящихся к индивидуальному спасению, в отличие от буддистов махаянистского толка.

Основные школы ХИНАЯНЫ — саутрантика, вайбхашика, тхеравада (теравада) и др.

В последнее время в религиоведении появилась тенденция не выделять ХИНАЯНУ в отдельную школу или доктрину буддизма, поскольку тхеравада осталась единственной сохранившейся школой, которая не причисляет себя к традиции махаяны и может считаться хинаянистской.