главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ХРИСТИАНСТВО

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ХАДЖ — Ислам 
ХАДИС — Сунна 
ХАНУКА 
ХАРИЗМА 
ХАСИДИЗМ 
ХИДЖРА — Ислам 
ХИЛИАЗМ 
ХИНАЯНА 
ХРАМ 
ХРИСЛАМ 
ХРИСТИАНСТВО 

 

ХРИСТИАНСТВО (греч. Christos — букв, «помазанник», Мессия) — одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом.

Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и течения — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира и человека.

Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия), в исторических церквах в качестве основы вероучения лежит еще и Священное Предание.

ХРИСТИАНСТВО распространено, главным образом, в странах Европы, Америки, в меньшей степени — в Африке, на Ближнем Востоке и в других регионах.

Основные христианские догматы:

догмат троичности Бога,
догмат боговоплощения и
догмат искупления.

Суть тринитарного догмата: Бог не только личное существо, но и духовная сущность.

Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, ипостаси которой равны в божественном достоинстве.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и невидимый, первый человек — Адам и, из его ребра, первая женщина — Ева.

Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел.

Творец сохраняет людей, направляет их на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

Бог предопределил спасение людей через своего Сына, в воплощении и вочеловечении Иисуса Христа.

Дух Святой вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность к познанию и обретению мудрости.

Христианское вероучение содержит также догматы о творении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о Божьей благодати.

Важное значение имеют таинства, обряды и праздники.

ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи.

Первоначально ХРИСТИАНСТВО существовало в виде отдельных общин, связанных апостольской проповедью и учением. Общины часто не имели специальных мест для богослужений, не знали таинств и икон.

Общим для всех поместных церквей была вера в искупительную жертву Христа как единственного посредника между Богом и человеком.

Постепенно ХРИСТИАНСТВО стало распространяться во всё более широких слоях населения.

Состоятельная часть христиан сосредоточивает в своих руках управление имуществом, руководство богослужебной практикой. Постепенное изменение характера церковного управления приводит к появлению духовенства. Организация нарождавшейся церкви всё больше тяготела к централизации.

Первоначально христиане подвергались преследованиям со стороны властей. Гонения на христиан происходили при императорах Траяне, Адриане, Антонине, Марке Аврелии, Септимии Севере, Каракалле, Валериане, Диоклетиане и др.

Христиан казнили, бичевали, их имущество конфисковывали. Многие бежали от преследований в пустыню.

В это время зарождается христианское монашество.

Однако императорской власти нужна была новая религия, понятная всем народам империи, а попытки превратить в таковую одну из национальных религий успеха не имели. В 312 г. был издан Миланский эдикт о веротерпимости, допускавший свободную проповедь ХРИСТИАНСТВА.

В 325 г. император Константин закрепляет государственный статус ХРИСТИАНСТВА во всей Римской империи.

Император Феодосий в 391 г. издал эдикт о запрете языческих культов, после чего активное наступление на прежние религии принимает масштабный характер.

В ХРИСТИАНСТВЕ были по-новому осмыслены традиционные идеи иудаизмамонотеизм, мессианство, эсхатология, хилиазм.

Интерпретируя ветхозаветные тексты, богословы разработали христианские представления о сотворении, промысле Божьем, трансцендентности и непостижимости Бога, вочеловечении и благодати и др.

Другим интеллектуальным источником, питавшим христианскую теологию, стала античная философская традиция, в рамках которой были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, появившиеся в новозаветных текстах и патристике.

Специалисты отмечают влияние на формирующееся ХРИСТИАНСТВО учения Филона Александрийского (25 г. до н. э. — 50 г. н. э.).

Первыми жанрами нарождавшейся христианской литературы были откровения (записи видений, предвещавших конец света), послания (письма сторонникам учения), записи поучений и преданий об Иисусе и апостолах.

Постепенно писаний становилось всё больше и больше — появилось множество книг: евангелий, посланий, откровений, деяний отдельных апостолов, многие из которых в церковной традиции признаны апокрифами.

После строгого отбора был утвержден канон произведений, включенных в состав Нового Завета:

4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна),
Деяния апостолов, 21 послание апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные 7 посланий, согласно традиции, написаны: Иаковом — 1 послание, Петром — 2 послания, Иоанном — 3 послания и Иудой — 1 послание) и
Апокалипсис (Откровение) Иоанна.

Окончательно список книг Нового Завета утвержден на Карфагенском соборе в 419 г.

Христианская догматика развивается в период IV-VI вв. благодаря трудам Отцов церкви. Формирование и окончательное утверждение догматов происходило на Вселенских соборах.

После Халкидонского собора, осудившего несторианство и монофизитство как ереси, произошло разделение и появились так называемые нехалкидонские (Восточные) монофизитские церкви, к которым относятся Армяно-григорианская, Коптская, Малабарская, Эфиопская и др.

В дальнейшем, в процессе развития, ХРИСТИАНСТВО разделилось на три крупные ветви: православие, католицизм и протестантизм, в каждой из них выделялись различные течения, направления, группы.

Кроме того, существует ряд более мелких по численности последователей ответвлений.

Все эти направления отличаются друг от друга особенностями вероучения, культовой практики, организации.

Если ряд протестантских теологов считает разделение христианства провидением Божьим, давшим возможность отстаивать и возрождать истины апостольского учения, то Архиерейский собор РПЦ (2000 г.) в «Основных принципах отношения Русской православной церкви к инославию» провозглашает экклесиологическую исключительность православия: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим» и указывает на несовместимость с православным вероучением «теории ветвей»: «Совершенно неприемлема... так называемая «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «ветвей» ».

В согласительных документах комиссий Московского патриархата и Русской православной церкви заграницей, которые предшествовали восстановлению канонического единства внутри поместной Русской православной церкви, содержатся определения, исключающие всякую возможность литургического общения с неправославными.

Католическая церковь, в свою очередь, настаивает на необходимости воссоединения отдельных направлений христианства, при сохранении их обрядовой самобытности, под верховенством Папы Римского как «наместника Бога на Земле».