главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ИСИХАЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ИДОЛОПОКЛОНСТВО, идололатрия 
ИЕЗУИТЫ — Ордены монашеские 
ИЕРАРХИЯ церковная 
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В РЕЛИГИИ 
ИИСУС ХРИСТОС 
ИКОНА 
ИКОНОБОРЧЕСТВО 
ИМАМ 
ИНАУГУРАЦИЯ в католицизме 
ИНДЕПЕНДЕНТЫ 
ИНДОКТРИНАЦИЯ 
ИНДУИЗМ 
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ 
ИНИЦИАЦИИ 
ИНКВИЗИЦИЯ 
ИНТЕРДИКТ 
ИПОСТАСЬ 
ИСИХАЗМ 
ИСКУПЛЕНИЕ 
ИСКУССТВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ИСКУШЕНИЕ 
ИСЛАМ 
ИСМАИЛИТЫ 
ИСПОВЕДЬ 
ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 
ИСТОРИОСОФИЯ 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ 
ИУДАИЗМ 

 

ИСИХАЗМ (греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — мистическое направление в православии; особого рода практика монахов (исихастов) и отдельных мирян, в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света («Фаворского света»; считается, что он исходил от Христа при Его преображении на горе Фавор).

В основе философии ИСИХАЗМА лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий.

ИСИХАЗМ — это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления.

Речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Согласно Новому Завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), однако исихасты утверждают, что божьи энергии пронзают мир, и поэтому можно узреть «нетварное» (несотворённое) и невещественное излучение Бога.

Смысл ИСИХАЗМА заключается во внутреннем сосредоточении и духовном перемещении «ума» в «сердце».

Ключевым текстом из Священного Писания считаются особым образом интерпретированные слова Иисуса Христа «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Наряду с эстетическим восприятием Бога как неземного сияния и несказанной красоты ИСИХАЗМ обещал верующему духовное и физическое совершенство.

В результате «обожения» душа человека (и он сам) соединяется с божественными энергиями.

Значительная часть идей ИСИХАЗМА восходит к трудам Отцов церкви христианского Востока, описывавших мистические монашеские практики (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник, Сименон Новый Богослов и др.).

На возникновение концепции ИСИХАЗМА повлияло и иконоборческое движение (борьба против иконопочитания) VIII-IX вв.

Во-первых, иконоборцы способствовали тому, что византийское искусство обогатило свой изобразительный ряд символической напряженностью, поскольку наиболее верным «изображением» Христа они считали хлеб и вино причастия.

Во-вторых, иконоборцы предлагали верующим развивать собственное воображение, создавая внутренний образ Бога. И еще более значительные последствия имела идея иконоборцев о том, что самому верующему нужно уподобляться Христу, пробуждая в себе добродетели как одушевленные образы.

Основоположниками ИСИХАЗМА как целостного учения стали жившие в XIII-XIV вв. в Византии преподобный Григорий Синаит и святой Григорий Палама, обобщившие исподволь развивавшиеся идеи.

Григорий Синаит оставил несколько сочинений об «умной молитве». Основной труд Григория Паламы — «Триады в защиту священнобезмолвствующих». По словам Паламы, исихаст — это человек, «старающийся заключить в своём теле бестелесное».

Исихастам противостояли варлаамиты — последователи итальянского грека Варлаама (1290-1348), который пытался направить православное богословие в русло, сближающее его с западной схоластикой. Он подверг критике мистическое крыло восточного богословия.

Если исихасты верили, что Бог присутствует в мире как благодать и несотворенный невидимый свет, то Варлаам истолковывал благодать как нечто сотворенное и отдельное от Бога. По его мнению, православные монахи отождествляют Бога и материальные вещи.

На Константинопольском соборе 1341 г. учение Григория Паламы было официально одобрено; Варлаам вскоре уехал из Византии и принял католичество.

Позиции Паламы и его сторонников были подтверждены на Константинопольских соборах 1347 и 1351 гг. На последнем присутствовали представители всех православных церквей, поэтому он рассматривался православными как Вселенский; этот собор признал ИСИХАЗМ официальным учением православия.

Палама умер в Фессалониках в 1359 г. и через 9 лет был канонизирован Константинопольским патриархом Филофеем, своим другом и учеником.

Основной оппонент ИСИХАЗМА в 1347-1351 гг., Никифор Григора, отказавшийся признавать учение исихастов, фактически был заточен в монастырь.

В основе практики ИСИХАЗМА лежит «умное делание» (т.е. практика ума), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего так называемой «Иисусовой молитвы»:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно.

Миряне-исихасты также творят в повседневной жизни беззвучную молитву.

Утилитарный смысл мистических практик исихастов труднообъясним.

С точки зрения психологии, они приводят человека в состояние умиротворения.

Многие исихасты говорят о возможности общения с «ангельскими материями».

Иногда ИСИХАЗМ сравнивают с восточными эзотерическими практиками, однако в исихазме техники контроля дыхания, положение головы или поза тела не играют существенной роли.

Из Византии ИСИХАЗМ распространился на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.) и во многом повлиял на духовный подъём XIV-XV вв.

Сергий Радонежский подчинил его влиянию новое религиозное сознание.

Из Троице-Сергиевой лавры вышли и Андрей Рублев с его безмолвной беседой ипостасей божественного существа (Троицей), и яркий представитель нового литературного стиля Епифаний Премудрый.

Русская народная религиозность также нашла в ИСИХАЗМЕ приемлемый вариант христианского мировоззрения.

Деятельная активность оказывается практическим результатом сосредоточенного собирания сил.

Религиозная общность Руси и Византии породила огромный поток переводов византийской литературы, что послужило источником и для новых выразительных средств в отечественной литературе: был выработан особый патетический, торжественный стиль, характеризовавшийся возвышенной выразительностью и эмоциональным подъемом.

Аналогом этого стиля в живописи является стиль Феофана Грека.

В XIX в. внимание к практике ИСИХАЗМА было связано с развитием старчества.

В настоящее время в России наблюдается новый рост интереса к ИСИХАЗМУ.

В то же время на Западе ИСИХАЗМ рассматривается как одно из различий между православием и католицизмом.

Внешне сходное течение квиетизма в XVII в. было признано католической церковью еретическим.