главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ИИСУС ХРИСТОС

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ИДОЛОПОКЛОНСТВО, идололатрия 
ИЕЗУИТЫ — Ордены монашеские 
ИЕРАРХИЯ церковная 
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В РЕЛИГИИ 
ИИСУС ХРИСТОС 
ИКОНА 
ИКОНОБОРЧЕСТВО 
ИМАМ 
ИНАУГУРАЦИЯ в католицизме 
ИНДЕПЕНДЕНТЫ 
ИНДОКТРИНАЦИЯ 
ИНДУИЗМ 
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ 
ИНИЦИАЦИИ 
ИНКВИЗИЦИЯ 
ИНТЕРДИКТ 
ИПОСТАСЬ 
ИСИХАЗМ 
ИСКУПЛЕНИЕ 
ИСКУССТВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ИСКУШЕНИЕ 
ИСЛАМ 
ИСМАИЛИТЫ 
ИСПОВЕДЬ 
ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 
ИСТОРИОСОФИЯ 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ 
ИУДАИЗМ 

 

ИИСУС ХРИСТОС (др.-евр. Jehsua — «Яхве спасает» и греч. Christos — помазанник) —

центральный образ христианства, давший название самой религии.

Согласно христианской традиции, ИИСУС ХРИСТОС является Богочеловеком, соединяющим в себе божественное и человеческое начала (вторая ипостась Троицы — Бог Сын).

Монофизитские (Монофизитство) церкви отрицают человеческое начало, рассматривая природу ИИСУСА ХРИСТА исключительно как божественную.

В соответствии с каноническими текстами Нового Завета Сын Божий, ИИСУС ХРИСТОС, родился в Вифлееме в результате непорочного зачатия от Святого Духа Девы Марии, жены плотника Иосифа.

На восьмой день после рождения младенец был назван Иисусом и над ним был совершен обряд обрезания; на сороковой день Иисус был принесен в Иерусалимский храм, где произошло ритуальное посвящение его Богу.

Затем, преследуемые царем Иродом, Мария и Иосиф с младенцем ИИСУСОМ ХРИСТОМ, бегут в Египет и возвращаются в Галилею лишь после смерти Ирода.

ИИСУС ХРИСТОС принимает крещение от Иоанна Крестителя (Предтечи) в водах р. Иордан, уходит на сорок дней в пустыню, где в духовном поединке побеждает дьявола, троекратно отклоняя его искушения, начинает проповедническую деятельность и собирает вокруг себя учеников (12 апостолов) и последователей.

Один из апостолов, Иуда Искариот, выдает ИИСУСА ХРИСТА властям за тридцать сребреников.

ИИСУСА ХРИСТА отводят на суд синедриона, который выносит предварительный смертный приговор.

Этот приговор должен был утвердить римский прокуратор Понтий Пилат; толпа потребовала казни ИИСУСА ХРИСТА, которая и была совершена в форме распятия на кресте на горе Голгофа.

В момент его смерти произошли затмение солнца и землетрясение, а в Иерусалимском храме сама собой разорвалась завеса.

Тело ИИСУСА ХРИСТА, облаченное в плащаницу, было захоронено его последователями в пещере, вход в которую был завален камнем.

Но когда Мария Магдалина с двумя другими женщинами пришла в пещеру, чтобы еще раз омыть тело ИИСУСА ХРИСТА, та оказалась пустой, лишь ангел возвестил воскресение ИИСУСА ХРИСТА и Его появление в Галилее.

ИИСУС ХРИСТОС является апостолам и призывает их проповедовать христианское учение во всем мире, после чего происходит вознесение ИИСУСА ХРИСТА.

Позднее положения о воскресении и вознесении ИИСУСА ХРИСТА, так же как и о его природе, и др. стали догматами и вошли в Никео-Константинопольский Символ веры (принятый в IV в. на I и II Вселенских соборах).

Вопрос об историчности ИИСУСА ХРИСТА по сей день является дискуссионным.

Представители исторической школы предполагают, что за образом ИИСУСА ХРИСТА скрывается реальная историческая личность, наделённая в Писании сверхъестественными чертами.

Сторонники мифологической школы считают, что ИИСУС ХРИСТОС является лишь мифологическим персонажем, ссылаясь при этом на недостаток «надежных» свидетельств в пользу его земной жизни.

Верующие христиане различных конфессий убеждены в реальности существования Богочеловека ИИСУСА ХРИСТА, совершенных им чудес, его воскресении и вознесении, будущем втором пришествии и т.п.

Проблема природы и земной жизни ИИСУСА ХРИСТА явилась предметом многочисленных споров с первых веков существования христианства (несторианство, арианство, монофизитство и др.), которые велись вначале в лоне раннехристианской церкви и позднее, после разделения 1054 г., — в католической и православной церквах (с XVI в. к ним присоединились различные течения протестантизма), а также и во внецерковной среде.

Образы ИИСУСА ХРИСТА, Девы Марии, Марии Магдалины, апостолов и др. персонажей Нового Завета нашли отражение в многочисленных произведениях церковного и светского искусства, в большом количестве литературных произведений.