главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ИКОНА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ИДОЛОПОКЛОНСТВО, идололатрия 
ИЕЗУИТЫ — Ордены монашеские 
ИЕРАРХИЯ церковная 
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В РЕЛИГИИ 
ИИСУС ХРИСТОС 
ИКОНА 
ИКОНОБОРЧЕСТВО 
ИМАМ 
ИНАУГУРАЦИЯ в католицизме 
ИНДЕПЕНДЕНТЫ 
ИНДОКТРИНАЦИЯ 
ИНДУИЗМ 
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ 
ИНИЦИАЦИИ 
ИНКВИЗИЦИЯ 
ИНТЕРДИКТ 
ИПОСТАСЬ 
ИСИХАЗМ 
ИСКУПЛЕНИЕ 
ИСКУССТВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ИСКУШЕНИЕ 
ИСЛАМ 
ИСМАИЛИТЫ 
ИСПОВЕДЬ 
ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 
ИСТОРИОСОФИЯ 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ 
ИУДАИЗМ 

 

ИКОНА (греч. eikon — изображение, образ) —

в исторических христианских церквах (православии, католицизме, старообрядчестве, армяно-григорианской церкви): живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Матери Божьей, ангелов, святых и сцен из их жизни, являющееся объектом религиозного почитания.

Первые аллегорические христианские изображения, дошедшие до нашего времени, датируются концом I в. (раскопки в Помпеях и Геркулануме).

Первые изображения конкретных персонажей Священного Писания (в частности, Девы Марии с младенцем) сохранились в Месопотамии (Дура-Европос).

По мнению большинства специалистов, в раннем христианстве культа икон не было, он зародился во II в. и расцвёл в IV в., вопреки постановлению Эльвирского собора, запретившего иметь в храме изображения.

ИКОНА, в отличие от идола, рассматривается историческими церквами не как тождественное божеству изображение, но как образ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий осуществлять духовное приобщение к оригиналу (первообразу), проникновение в сверхъестественный мир через предмет реального мира.

Согласно традиции, отношение христианина к ИКОНЕ — это отношение почитания, но не поклонения.

Основные функции ИКОНЫ:

1) иллюстрация, пояснение сути представляемого события;
2) напоминание человеку о необходимости молитвенного обращения к тому, кто изображен на ИКОНЕ, т.е. приглашение к молитве;
3) помощь в молитве, осуществляемая через специфические особенности иконографического построения.

До VIII-IX вв. ИКОНЫ, как особого вида искусства, еще не существовало:
христианские изображения выполняются в классических традициях античности.

Лишь позднее в иконографии вырабатывается свой особый язык, полнее всего выразившийся в поздневизантийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографического построения:

деформация видимости вещи (или событий) во имя реконструкции их внутреннего смысла;
обратно перспективное пространственное построение;
подчеркнутая персоналистичность изображения (глаза как центр иконы);
отсутствие светотени; минимальная аллегоричность.

Классические типы ИКОН — молельные (представляющие лики тех, к кому обращаются с молитвой) и праздничные (изображающие «праздники» — события Литургического года).

В Русской православной церкви наиболее почитаемыми являются иконы Богоматери, Иисуса Христа, Георгия Победоносца, Николая Угодника и др.

В Древней Руси иконы писали темперными красками на деревянной доске, которая предварительно грунтовалась. Готовое изображение покрывалось олифой.