главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ИНДУИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ИДОЛОПОКЛОНСТВО, идололатрия 
ИЕЗУИТЫ — Ордены монашеские 
ИЕРАРХИЯ церковная 
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ В РЕЛИГИИ 
ИИСУС ХРИСТОС 
ИКОНА 
ИКОНОБОРЧЕСТВО 
ИМАМ 
ИНАУГУРАЦИЯ в католицизме 
ИНДЕПЕНДЕНТЫ 
ИНДОКТРИНАЦИЯ 
ИНДУИЗМ 
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ 
ИНИЦИАЦИИ 
ИНКВИЗИЦИЯ 
ИНТЕРДИКТ 
ИПОСТАСЬ 
ИСИХАЗМ 
ИСКУПЛЕНИЕ 
ИСКУССТВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ИСКУШЕНИЕ 
ИСЛАМ 
ИСМАИЛИТЫ 
ИСПОВЕДЬ 
ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 
ИСТОРИОСОФИЯ 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ 
ИУДАИЗМ 

 

ИНДУИЗМ — одна из древнейших и наиболее распространенных религий современного мира, наследник и продолжатель идей ведической религии и брахманизма, в Индии обозначается, как правило, термином «хинду дхарма», т.е. закон индусов.

Сформировался к сер. I тыс. н. э. Термин происходит от слова «хинд», которым народ Западной и Средней Азии называл реку Инд; начиная с VIII в., когда в Индии стал распространяться ислам, словом «хинду», индусом, стали называть тех ее жителей, которые не приняли ислама.

Отсюда происходит существующая до сих пор трактовка терминов «индус» и «ИНДУИЗМ».

Это нашло свое отражение даже в индийской Конституции (часть III, § 25), где говорится, что название «индусы» должно толковаться как включающее и лиц, исповедующих сикхскую, джайнистскую и буддийскую религию.

Однако, как правило, и в индийской, и в западной научной литературе в понятия «индус» и «ИНДУИЗМ» сикхи, джайны и буддисты не включаются.

Последователи ИНДУИЗМА, помимо Индии (около 80% всего населения), живут в Непале, Шри-Ланке и др. странах, где проживают выходцы из Индии.

Основан на почитании богов Вишну и Шивы, а также женского аспекта Шивы-Шакти.

Сохранил много элементов первобытных верований: фетишизма, анимизма, магии, тотемизма — поклонения священным животным, явлениям природы, рекам и т.д.

Природа, Вселенная — небольшая, незначительная часть Бога, которая происходит путем соединения мужского и женского начал («Бог — не только отец, но и мать мира»).

Бог — это нечто неизмеримо большее, чем Вселенная. «Утвердив этот мир цельностоящим, частицей себя, И я (Брахман) остаюсь неизменным» (Бхагавадгита. X. 42).

Учение ИНДУИЗМА изложено в шрути — собственно ведической литературе:

Ведах, брахманах, араньяках и Упанишадах, а также в смрити — священном предании, включающем ряд отраслей знаний, необходимых для понимания Вед и их использования при жертвоприношениях, — правила чтения и объяснения трудных мест Вед; грамматика, астрономия; правила совершения обрядов и изложения обычаев; законы «Дхармашастра», куда входят и широко известные законы Ману; эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»; собрание старинных легенд и преданий восемнадцать главных и столько же малых пуран; сочинения этического и дидактического характера.

Согласно ИНДУИЗМУ, существует Брахман — высший дух, верховный бог, вселенская душа, объективная сторона бытия Бога.

Атман — отражение субъективной стороны, индивидуальная душа, распределяемая среди индивидуальных существ.

Брахман объемлет не только мир, в котором мы живем, но все находящиеся во Вселенной миры, и все животные существа возникают из глубины божественной сущности.

Так же как реки вытекают из своих источников, так и миры истекают из божества, так же как искры сыплются из пламени, так и миры и живые существа исходят из Брахмана.

Подобно тому, как паук производит паутину, как шелковичный червь производит шелк, так и Брахман выводит из себя Вселенную.

Материалом для выведения Вселенной из Брахмана служит пракрити — первоначальная недифференцированная материя, находящаяся в сжатом состоянии.

Бог обладает тремя главными функциями, или свойствами:

созидания,
сохранения и
разрушения.

Эти свойства высшего Бога выражают: Брахма — бог-созидатель Вселенной, Вишну — сохранитель всех миров и Шива — разрушитель. Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти — три лица, образа Брахмана.

В ИНДУИЗМЕ существует три основных направления: шиваизм, вишнуизм и шактизм.

В середине XII в. в Южной Индии возникло крупное направление лингаятиков, почитавшее Шиву в виде фаллоса, полагая, что он олицетворяет производительные силы природы.

По учению ИНДУИЗМА, душа человека есть часть божественной души и в качестве таковой представляет собой целое, которое после смерти одного живого существа переселяется в тело другого живого существа, в соответствии с законом кармы — воздаяния, возмездия.

Карма предопределяет переселение души и деление общества на варны — сословия.

ИНДУИЗМ защищает социальную систему, основанную на варнах — четырех сословиях, кастах (их около 3000) и ашрамах — стадиях духовного развития.

Варн четыре:

брахманы (жрецы),
кшатрии (воины, администраторы, управленцы),
вайшии (торговцы, земледельцы, ремесленники),
шудры (слуги).

Ашрамов также четыре:

брахмачарья (ученичество с соблюдением безбрачия);
грихастха (семейная жизнь),
ванапрастха (отход от мирской жизни) и
санньяса (полное отречение).

Варны формируются на основе закона кармы.

При «взвешивании» на ее «весах» учитываются все поступки человека.

За каждый поступок несет ответственность его душа.

Если действия человека целиком и полностью соответствовали кастовым правилам и установлениям, то его душа после смерти переселяется в тело человека более высокой касты.
Если же наоборот, то душа переселяется в тело человека более низкой касты.

Не Бог, а сам человек, его поступки в предыдущем рождении определяют касту того человека, в которого переселится его душа.

Бедность и богатство людей, их социальное положение зависят от того, насколько точно они выполняли социальные установления своей касты, направленные на подчинение и служение низших высшим.

Целью жизни является освобождение от цепи рождений и достижение освобождения — мокши, или нирваны. Мокша — осознание индивидуальной душой того, что она является частью божественной души или присутствия индивидуальной души при божественной.

Одна из основных заповедей ИНДУИЗМА — заповедь ненасилия (ахимса) — непричинение вреда чему-либо живому.

ИНДУИЗМ учит, что человек должен быть миролюбив, терпелив, кроток, честен в мыслях и поступках.

Добродетель человека состоит в самоконтроле над мыслями и поступками.

Однако в священной литературе ИНДУИЗМ выдвигается и принцип химса — насилия.

ИНДУИЗМ не имеет стройной системы церковной организации и иерархии. На протяжении длительного периода в нем возникали различные движения, но поскольку не было единой централизованной организации, они оставались в лоне ИНДУИЗМА.

Поэтому, оставаясь единым учением, он допускает определенные различия в толковании целого ряда религиозных вопросов.