главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

КРЕЩЕНИЕ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

КААБА 
КАББАЛА 
КАЛЬВИН (КОВЕН) Жан 
КАЛЬВИНИЗМ 
КАНОНИЗАЦИЯ 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО 
КАПУЦИНЫ — Ордены монашеские 
КАРДИНАЛ 
КАРМА 
КАРМЕЛИТЫ 
КАТАРЫ 
КАТЕХИЗИС 
КАТОЛИЦИЗМ 
КВАКЕРЫ 
КВИЕТИЗМ 
КЕНОЗИС 
КЛЕРИКАЛИЗМ 
КОЛДОВСТВО — Магия 
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ 
КОНКОРДАТ 
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ 
КОНФЕССИЯ 
КОНФИРМАЦИЯ 
КОНФУЦИАНСТВО 
КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни 
КОРАН 
КОШЕРНАЯ ПИЩА 
КРЕАЦИОНИЗМ и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 
КРЕСТ 
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ 
КРЕЩЕНИЕ РУСИ 
КРИШНА 
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ 
КУMPАНИТЫ 

 

КРЕЩЕНИЕ (слав, эквивалент греч. baptisma — погружение, омовение, восходящего к др.-евр. «твила» — окунание, погружение. Происходит от славянского «крест», что связывают с древним обычаем возлагать крест на человека, присоединяющегося к церкви) —

в христианстве; обряд, посредством которого человек таинственно присоединяется к церкви как Телу Христову и становится членом поместной общины.

КРЕЩЕНИЕ осуществляется путем полного погружения в воду или (в ряде конфессий) посредством обливания, окропления водой.

Форма обряда восходит к ритуальным омовениям («твила») в древнем Израиле, предписанным в Законе Моисеевом (Торе) как средство очищения.

В связи с повествованием, содержащимся в Библии (Исход и книга Иисуса Навина) воды Черного (Красного) моря и р. Иордан ассоциировались в сознании иудеев с идеей спасения, избавления.

Омовение в специальном резервуаре — «микве» предписывалось, в частности, при переходе в иудаизм из другой религии. Прошедший через твилу считался «вновь рожденным».

Многие иудейские секты (ессеи, кумраниты, некоторые течения фарисеев и др.) практиковали ежедневное очистительное омовение.

В начале I в. н. э. «КРЕЩЕНИЕ покаяния» проповедовал Иоанн Креститель (евр. Иоханан ха-Матбил — от слова «твила»). Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что они раскаиваются в неправедных поступках, смывают с себя грех и готовы в чистоте души встретить Мессию, близкий приход которого проповедовал Иоанн (Мф. 3:6).

Согласно Евангелию, сам Иисус Христос принял КРЕЩЕНИЕ от Иоанна. В дальнейшем Иисус дал своим ученикам повеление:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).

Первое массовое крещение апостолы совершили в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Д. Ал. 2:41).

Апостол Павел рассматривал таинство КРЕЩЕНИЯ как «смерть» (погружение в воду) и «воскресение» (выход из воды), которые соединяют крещаемого с Иисусом Христом; при этом верующий отождествляется со Христом, «облекаясь» в него, как в новую одежду (Рим. 6:3—8).

Не следует смешивать обряд КРЕЩЕНИЯ с крестным знамением.

Исторические церкви христианства считают КРЕЩЕНИЕ одним из семи церковных таинств и учат, что оно является актом рождения человека «от воды и Духа» (Ин. 3:5), который вводит человека в церковь и прекращает действие первородного греха, наследуемого в результате грехопадения первых людей (Адам и Ева).

Согласно православному вероучению, КРЕЩЕНИЕ совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы:

«Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь».

Обычно КРЕЩЕНИЕ осуществляет священник или архиерей, хотя в особых случаях может крестить и мирянин.

КРЕЩЕНИЕ совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемники), которые обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого.

В начале чина КРЕЩЕНИЯ, крещаемый произносит отречение от сатаны и обет Христу, читает «Символ веры». Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду и крещаемого елеем, совершает собственно крещение; крещеный облачается в белую одежду и ему надевается крест. Священник совершает миропомазание и затем с крещеным троекратно обходит купель.

Читаются Апостол и Евангелие; священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещеного, произносит сугубую ектению и отпуст.

Патриарх Алексий II призвал духовенство Русской православной церкви совершать КРЕЩЕНИЕ через полное погружение в воду, а не через обливание или окропление.

КРЕЩЕНИЕ младенцев в католической церкви производится по вере родителей и крёстных.

В латинском обряде чаще используется КРЕЩЕНИЕ окроплением, в восточных обрядах — погружением.

Во время КРЕЩЕНИЯ произносится тайносовершительная формула:
«(Имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

После крещения следует помазание крещеного миром, облачение в белую одежду и вручение зажжённой свечи. Хотя в некоторых церквах протестантизма сохраняется крещение младенцев (лютеранство, реформаты), в большинстве протестантских конфессий (меннониты, баптисты, пятидесятники и другие, не крестят младенцев, считая, что человек должен принять решение о КРЕЩЕНИИ сознательно (поскольку, по убеждению протестантов, КРЕЩЕНИЕ возможно только на основании личной веры человека, а не веры его родителей и восприемников).

Религиоведы усматривают в содержании христианского КРЕЩЕНИЯ сходство с обрядами инициации, встречающимися практически во всех религиях мира.