главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

КАЛЬВИНИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

КААБА 
КАББАЛА 
КАЛЬВИН (КОВЕН) Жан 
КАЛЬВИНИЗМ 
КАНОНИЗАЦИЯ 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО 
КАПУЦИНЫ — Ордены монашеские 
КАРДИНАЛ 
КАРМА 
КАРМЕЛИТЫ 
КАТАРЫ 
КАТЕХИЗИС 
КАТОЛИЦИЗМ 
КВАКЕРЫ 
КВИЕТИЗМ 
КЕНОЗИС 
КЛЕРИКАЛИЗМ 
КОЛДОВСТВО — Магия 
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ 
КОНКОРДАТ 
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ 
КОНФЕССИЯ 
КОНФИРМАЦИЯ 
КОНФУЦИАНСТВО 
КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни 
КОРАН 
КОШЕРНАЯ ПИЩА 
КРЕАЦИОНИЗМ и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 
КРЕСТ 
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ 
КРЕЩЕНИЕ РУСИ 
КРИШНА 
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ 
КУMPАНИТЫ 

 

КАЛЬВИНИЗМпротестантская конфессия, воспринявшая учение швейцарского реформатора Жана Кальвина (1509-1564).

Сторонники Ульриха Цвингли (1484-1531) и кальвинисты в середине XVI в. соединились в швейцарской реформатской церкви.

В реформатстве нет общеобязательного Символа веры, а единственным источником вероучения считается Библия.

Реформаты рассматривают свои вероисповедные книги не в качестве нормативного изложения вероучения, а как свидетельства слова Божия в определенной исторической ситуации. Количество этих книг не ограничивается, и все они считаются пригодными для верующих только в меру соответствия Священному Писанию.

Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536-1559), «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547).

Согласно учению Кальвина, Священное Писание содержит все необходимые указания по церковному устройству.

Ритуальная сторона КАЛЬВИНИЗМА отличается радикальным реформаторством: отброшены почти все внешние атрибуты культа (иконы, свечи, крест).

Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды.

Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, а других — к погибели.

Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше.

Спасающая благодать избрания делает индивида органом исполнения замыслов Бога. Из этого учения вытекают характерные для КАЛЬВИНИЗМА принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма».

КАЛЬВИНИЗМ учит, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет ответственность за предоставляемые ему Богом дары — время, здоровье, собственность.

Жизнь должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом.

Признаком оправдания в КАЛЬВИНИЗМЕ становится не глубина чувства покаяния, а его энергия и результаты личных усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога.

Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как признак возможной избранности.

Основанные на КАЛЬВИНИЗМЕ вероисповедания были приняты протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях Германии, Венгрии и Чехии.

Значительную роль играли кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших радикальной реформации, «очищения» (отсюда — пуритане) англиканской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии.

Умеренное крыло пуритан в Шотландии и Англии — пресвитериане (от слова «пресвитер») — выступили за ликвидацию епископата. Общины пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами, составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональными, провинциальными и национальными синодами, или ассамблеями.

Еще более радикальную церковную реформу осуществили конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) самостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры.

Стремление к объединению привело к образованию Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875) и Международного конгрегационалистского совета (1891).

В мире насчитывают свыше 50 млн. пресвитериан и 3 млн. конгрегационалистов.

Союз евангелическо-реформатских церквей России, объединяющий реформатов, пресвитериан и конгрегационалистов, возглавляется Синодом и Епископальной консисторией.