главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

КААБА 
КАББАЛА 
КАЛЬВИН (КОВЕН) Жан 
КАЛЬВИНИЗМ 
КАНОНИЗАЦИЯ 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО 
КАПУЦИНЫ — Ордены монашеские 
КАРДИНАЛ 
КАРМА 
КАРМЕЛИТЫ 
КАТАРЫ 
КАТЕХИЗИС 
КАТОЛИЦИЗМ 
КВАКЕРЫ 
КВИЕТИЗМ 
КЕНОЗИС 
КЛЕРИКАЛИЗМ 
КОЛДОВСТВО — Магия 
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ 
КОНКОРДАТ 
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ 
КОНФЕССИЯ 
КОНФИРМАЦИЯ 
КОНФУЦИАНСТВО 
КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни 
КОРАН 
КОШЕРНАЯ ПИЩА 
КРЕАЦИОНИЗМ и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 
КРЕСТ 
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ 
КРЕЩЕНИЕ РУСИ 
КРИШНА 
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ 
КУMPАНИТЫ 

 

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ (лат. contra — против, reformatio — преобразование, преображение, исправление) —

термин, введенный протестантскими историками в XVIII в. и принятый исторической наукой для обозначения католической реакции на распространение протестантизма в ряде стран Европы, а также мер, принятых церковью для рекатолизации протестантских областей.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ ставила целью восстановление утраченных католицизмом позиций.

Понятие КОНТРРЕФОРМАЦИЯ включает в себя также католическую реформу, внутрикатолическое обновление в связи с Реформацией.

К началу Реформации папство не было готово к решительным мерам против распространения протестантизма, оно собралось с силами начиная с 40-х гг. XVI в.

Церковная реформа состояла в укреплении церковной дисциплины, особом внимании к защите католической ортодоксии, во введении церковной цензуры, издании «Индекса запрещенных книг» и т.д.

Главными орудиями КОНТРРЕФОРМАЦИИ были ордены монашеские, в т.ч. вновь созданные, среди которых значительную роль играл основанный в 1540 г. орден иезуитов («Общество Иисуса»), а также инквизиция, реорганизованная в 1542 г.

Была проведена реформа Папской курии — созданы учебные заведения (коллегии), готовившие духовенство к миссионерской деятельности в странах распространения протестантизма.

Для руководства миссионерами в 1622 г. была создана Конгрегация пропаганды веры.

Программа КОНТРРЕФОРМАЦИИ основывалась на решениях XIX Вселенского — Тридентского — собора(1545-1563), который осудил протестантское учение об «оправдании верой» и о Писании как единственном источнике истины, предав протестантов анафеме.

Собор заявил о неколебимости догматов католической веры и постановлений, касающихся церковной дисциплины. Был подтвержден высший авторитет Папы в делах веры и принят догмат о благодатном, спасительном действии таинств.

Политику КОНТРРЕФОРМАЦИИ проводили и светские властители (императоры Максимилиан I, Фердинанд II).

Главной ареной борьбы католической церкви против Реформации стала Германия.

Первая область, в которой церковь восстановила свои позиции, — Бавария. Правители Баварии, Австрии и некоторых других земель получили от Папы то, что другие приобрели благодаря Реформации.

Папство пошло на соглашение с князьями южных земель Германии: их власть над духовенством была расширена, им отдали часть церковных имуществ и доходов.

Католическая реакция усилилась после Аугсбургского религиозного мира (1555). Папство не ограничилось чисто церковными мерами — оно содействовало религиозным войнам, охватившим Германию, Испанию, Чехию, Польшу, Францию.

Высшим пунктом КОНТРРЕФОРМАЦИИ стала тридцатилетняя война, в результате которой попытка рекатолизации северной Германии потерпела неудачу.

В процессе КОНТРРЕФОРМАЦИИ католическая церковь боролась не только с христианским инакомыслием, но и с идеями свободомыслия и атеизма, с различными теориями, подвергавшими сомнению положения христианства.

Она именно в этот период устраивала «охоту на ведьм», множа суеверия среди народных масс.

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ приостановила распространение протестантизма в Европе, но не смогла одолеть его.

Завершением КОНТРРЕФОРМАЦИИ считается Вестфальский мир (1648).