главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

КААБА 
КАББАЛА 
КАЛЬВИН (КОВЕН) Жан 
КАЛЬВИНИЗМ 
КАНОНИЗАЦИЯ 
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО 
КАПУЦИНЫ — Ордены монашеские 
КАРДИНАЛ 
КАРМА 
КАРМЕЛИТЫ 
КАТАРЫ 
КАТЕХИЗИС 
КАТОЛИЦИЗМ 
КВАКЕРЫ 
КВИЕТИЗМ 
КЕНОЗИС 
КЛЕРИКАЛИЗМ 
КОЛДОВСТВО — Магия 
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ 
КОНКОРДАТ 
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ 
КОНФЕССИЯ 
КОНФИРМАЦИЯ 
КОНФУЦИАНСТВО 
КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни 
КОРАН 
КОШЕРНАЯ ПИЩА 
КРЕАЦИОНИЗМ и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 
КРЕСТ 
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ 
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ 
КРЕЩЕНИЕ РУСИ 
КРИШНА 
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ 
КУMPАНИТЫ 

 

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ (церк.-слав., букв. — «знак креста») — в христианстве:

молитвенный жест; изображение на себе креста.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается в разных случаях:

при входе и выходе из храма,
перед или после произнесения молитвы,
во время богослужения,
как знак исповедания своей веры и в других ситуациях, а также
при благословении кого-либо или чего-либо.

Действие человека, совершающего КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, называется обычно «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение» или «креститься» (последнее следует отличать от слова «креститься» в значении «принять Крещение»).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ практиковалось христианами с первых веков существования и, возможно, восходит к апостольским временам.

Известно, что оно было в повседневном употреблении уже к началу II в. н. э., о чем Тертуллиан писал: «Во всех делах... мы совершаем крестное знамение на лбу». Аврелий Августин неоднократно упоминал об этом обычае в своих проповедях и письмах. По учению православной церкви, «кто кладет крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть, и тем нас искупившего» (Феофан Затворник).

Часто КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ приписывается особая сила магического характера:
«Демоны боятся образа креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что крест есть знамение содружества человека с Богом...» (преп. Симеон Новый Богослов).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ используется в ряде христианских конфессий, однако различается вариантами сложения пальцев («перстов») и направлением движения руки.

«Троеперстие» является наиболее распространённым вариантом КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ в большинстве православных церквей. Для его совершения складывают три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони, после чего последовательно касаются лба, живота, правого и левого плеча.

Считается, что три сложенных вместе пальца символизируют христианскую Троицу. Позднее на Руси под влиянием полемики со старообрядчеством два согнутых пальца были осмыслены как символ двух природ, божественной и человеческой, во Христе.

Рука при православном КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой — как места погибающих (ср. Мф. 25:31-46).

Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, православный верующий просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Православный священник при благословении складывает пальцы в особое «перстосложение», называемое «именословным» (считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают сочетание букв «IС ХС», обозначающих имя Иисуса Христа).

«Двоеперстие» использовалось первоначально в Византии (до XIII в.), а затем и на Руси (до реформ патриарха Никона в XVII в., затем в старообрядчестве).

В католицизме сосуществуют различные формы перстосложения при КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ, представляющие собой варианты «двоеперстия» и «троеперстия», а также осеняют себя КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИМ открытой правой рукой, всеми пятью пальцами, что символизирует в католической традиции «пять ран Христовых».

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ сохраняется и в некоторых протестантских конфессиях (напр., в англиканстве и лютеранстве), но здесь самому жесту не приписывается особой сверхъестественной силы, а смысл его ограничивается «призывом божественного Защитника в минуту опасности».

Большинство протестантских конфессий (реформаты, баптисты, пятидесятники и др.) принципиально отказались от КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЕЯ, аргументируя это текстом из Деяния святых Апостолов: «Бог... не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду» (Д. Ал. 17:24-26).