главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ЛАМАИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ЛАВРА 
ЛАМАИЗМ 
ЛАО-ЦЗЫ, Ли Эр 
ЛИТУРГИЯ — Богослужение 
ЛОГОС 
ЛЮТЕР Мартин 
ЛЮТЕРАНСТВО 

 

ЛАМАИЗМ (от тибетск. «лама» — высший, т.е. адепт учения, монах) —

европейское название ряда ведущих направлений буддизма в северном ареале его распространения (Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия), образовавшихся в результате симбиоза ваджраяны с местными добуддийскими верованиями.

Термин был введен европейскими буддологами в середине XIX в., однако Далай-лама XIV, глава одной из ведущих школ северного буддизма — «гелуг-па», призвал отказаться от него, поскольку ни одно из направлений буддизма так себя не называет, а само слово «ЛАМАИЗМ» дискредитируется официальной пропагандой КНР.

Поэтому более корректно говорить о национальных формах буддизма (тибетском, монгольском, тувинском, калмыкском и т.д.).

Во второй половине XX в. этот термин практически исчез из употребления в европейских научных кругах.

Учение этих форм буддизма основано на североиндийской разновидности ваджраяны.

Сложилось течение в Тибете, когда в страну из Индии в VII в. н. э. проникла махаяна, а уже через столетие, к концу VIII в., был построен первый монастырь и религия стала господствующей в Тибете.

В XVI в. ЛАМАИЗМ проникает в Монголию. В 1576 г. на встрече всех монгольских князей с участием Далай-ламы III буддизм школы гелуг-па был провозглашен государственной религией монголов.

Позже он был воспринят калмыками, переселившимися в XVII в. в район Поволжья. В XVII- XVIII вв.

ЛАМАИЗМ распространился в Туве, с конца XVII в. начал утверждаться в Бурятии.

Священные книги — Ганджур (Канчжур) и Данджур (Танчжур) — объемистые своды текстов, переведенных на тибетский язык с санскрита, из которых наиболее авторитетными считаются 2606 тантр (Тантризм).

В северном буддизме получила признание точка зрения, согласно которой учение ваджраяны можно постичь только с помощью интенсивной религиозной практики.

В ЛАМАИЗМЕ утвердилось представление о воплощении в избранных людях существ ламаистского пантеона. Так, далай-ламы воспринимаются как воплощение бодхисатвы Авалокитешвары.

ЛАМАИЗМ интегрировал элементы архаических верований местного населения, и это сближает его с шаманскими практиками.