главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

МАХАЯНА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

МАГИЯ 
МАНИХЕЙСТВО 
МАНТИКА, гадание, прорицание 
МАРИОЛОГИЯ 
МАСОНСТВО, франкмасонство 
МАХАБХАРАТА 
МАХАЯНА 
МЕДИТАЦИЯ 
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ 
МЕННОНИТЫ 
МЕНОРА 
МЕССА 
МЕССИАНИЗМ, мессианство 
МЕТАМПСИХОЗ, метемпсихоз 
МЕТОДИЗМ 
МЕЧЕТЬ 
МИЛОСЕРДИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ 
МИНАРЕТ 
МИРО 
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 
МИРОПОМАЗАНИЕ 
МИСТИКА 
МИТРАИЗМ 
МИТРОПОЛИТ 
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 
МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
МОИСЕЙ 
МОЛИТВА 
МОЛОКАНЕ 
МОНАСТЫРЬ 
МОНАШЕСТВО 
МОНОТЕИЗМ 
МОНОФЕЛИТСТВО 
МОНОФИЗИТСТВО 
МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ 
МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ 
МОРМОНЫ 
«МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» 
МОЩИ 
МУЛЛА 
МУФТИЙ 
МУХАММАД, Мухаммед, Магомет, Мамед, Махмет 
МУЧЕНИКИ 
МУЭДЗИН 
МЮРИДИЗМ 

 

МАХАЯНА (санскр. — «великая колесница») — в буддизме: одно из двух основных направлений буддизма наряду с хинаяной, так называемый северный буддизм.

Возникнув в Индии на втором этапе развития буддийского учения, когда уже были радикально пересмотрены вероучительные и философские положения буддийской религии, с начала новой эры МАХАЯНА распространилась в Китае, Тибете, Японии и других странах.

Процесс становления МАХАЯНЫ завершился в основных чертах в V в. в учениях мадхьямиков (шуньявадинов), представителем которых был Нагарджуна, и йогачаров (виджнянавадинов), известнейшим из которых был Васубандху.

В МАХАЯНЕ нирвана стала пониматься не как полное прекращение существования, абсолютное небытие, а как некое блаженное состояние, «должное бытие», абсолютная реальность.

Нирвана отождествляется с органической общностью всех вещей — Дхармакаей (космическое тело Будды).

Будда, в свою очередь, трактуется уже не в качестве принца Сиддхартхи, который обрел «просветление» и первым из людей навсегда ушел в небытие, а как некое высшее существо, пребывающее вечно в нирване, как Абсолют, «Тело Дхармы», беспредельное в пространстве и времени.

Исторический Будда Шакьямуни и все прочие бесчисленные Будды объявляются «превращенными» телами (манифестациями) «Тела Дхармы».

Из такой трактовки сущности Будды следовало, что все существа обладают «природой» Будды.

МАХАЯНА подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы. Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала.

Махаянистское понимание буддийского учения запечатлено в многочисленных сутрах на санскрите, в противовес сутрам на языке пали, вошедшим в «Трипитаку».

Разработке вероучения и доктрин МАХАЯНЫ посвящено огромное количество трактатов, написанных в разное время буддийскими мыслителями в Индии, Тибете, Китае и Японии.