главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

МУЭДЗИН

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

МАГИЯ 
МАНИХЕЙСТВО 
МАНТИКА, гадание, прорицание 
МАРИОЛОГИЯ 
МАСОНСТВО, франкмасонство 
МАХАБХАРАТА 
МАХАЯНА 
МЕДИТАЦИЯ 
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ 
МЕННОНИТЫ 
МЕНОРА 
МЕССА 
МЕССИАНИЗМ, мессианство 
МЕТАМПСИХОЗ, метемпсихоз 
МЕТОДИЗМ 
МЕЧЕТЬ 
МИЛОСЕРДИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ 
МИНАРЕТ 
МИРО 
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 
МИРОПОМАЗАНИЕ 
МИСТИКА 
МИТРАИЗМ 
МИТРОПОЛИТ 
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 
МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
МОИСЕЙ 
МОЛИТВА 
МОЛОКАНЕ 
МОНАСТЫРЬ 
МОНАШЕСТВО 
МОНОТЕИЗМ 
МОНОФЕЛИТСТВО 
МОНОФИЗИТСТВО 
МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ 
МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ 
МОРМОНЫ 
«МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» 
МОЩИ 
МУЛЛА 
МУФТИЙ 
МУХАММАД, Мухаммед, Магомет, Мамед, Махмет 
МУЧЕНИКИ 
МУЭДЗИН 
МЮРИДИЗМ 

 

МУЭДЗИН — в исламе: глашатай, призывающий мусульман на молитву.

Поднявшись на галерею минарета, МУЭДЗИН поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает молитвенный призыв («азан», или «нида»):

«Аллах велик! Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения».

Перед чтением молитвы МУЭДЗИН дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу «Идите к лучшему из дел».

Завершает азан молитва:

«Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха».

Верующий, услышав азан, должен остановиться и повторить его, произнося вместо четвёртой и пятой фраз формулу:

«Сила и могущество только у Аллаха».

Перед утренней молитвой фразу «Молитва лучше сна» он заменяет другой:

«Ты сказал то, что истинно и справедливо».

После азана непосредственно перед началом молитвы раздаётся икама (дословно «подъём») — второй призыв на молитву, состоящий из тех же формул, что и азан.

В течение ночи для тех, кто особенно усердно молится, призыв повторяется ещё дважды.

Существует несколько версий о происхождении азана. Согласно одной из них, традиция возникла еще до переселения пророка Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры.

Очевидно, что Мухаммад ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев.

Порывая с традициями иудаизма и христианства, пророк отверг звуки трубы и колокольный звон и предписал, чтобы МУЭДЗИН призывал верующих в назначенные часы пять раз в день.

Первым МУЭДЗИНОМ стал назначенный самим Мухаммадом по откровению от Аллаха эфиоп Биляль ибн Рибах, вольноотпущенник пророка.

Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик — например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади, или муаззин (глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике»).

Сначала МУЭДЗИН зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе, а позже — минарет.

Это произошло при омейадском халифе Абд аль-Малике (685-705).

С годами выработались требования к профессиональному МУЭДЗИНУ:
он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который могли бы слышать все жители данной местности.

Мелодичному произнесению слов азана обучали детей, которые обнаруживали способности к пению.

Иногда функции МУЭДЗИНА переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере МУЭДЗИНА возможность для своих детей получить источник пропитания. Кроме того, поднимаясь на минарет слепой МУЭДЗИН не видел того, что происходит во дворах и домах жителей.

Существовали и региональные способы призыва:
в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу.

В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы предваряется звуками гонга (влияние буддизма).

В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана.

Кроме азана МУЭДЗИНЫ стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха».

С самого начала МУЭДЗИН (в отличие от звонаря в христианстве) рассматривался как помощник имама (светского и духовного главы общины или государства).

Халиф Умар (634-644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «МУЭДЗИНА и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда МУЭДЗИН сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву.

Сначала азан состоял из фразы «Молитва вместе» («Ас-салат джамиа-тан»).

Впоследствии ее стали использовать только в чрезвычайных случаях.

Иногда обязанности МУЭДЗИНА возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.