главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

МИСТИКА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

МАГИЯ 
МАНИХЕЙСТВО 
МАНТИКА, гадание, прорицание 
МАРИОЛОГИЯ 
МАСОНСТВО, франкмасонство 
МАХАБХАРАТА 
МАХАЯНА 
МЕДИТАЦИЯ 
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ 
МЕННОНИТЫ 
МЕНОРА 
МЕССА 
МЕССИАНИЗМ, мессианство 
МЕТАМПСИХОЗ, метемпсихоз 
МЕТОДИЗМ 
МЕЧЕТЬ 
МИЛОСЕРДИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ 
МИНАРЕТ 
МИРО 
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ 
МИРОПОМАЗАНИЕ 
МИСТИКА 
МИТРАИЗМ 
МИТРОПОЛИТ 
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 
МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ 
МОИСЕЙ 
МОЛИТВА 
МОЛОКАНЕ 
МОНАСТЫРЬ 
МОНАШЕСТВО 
МОНОТЕИЗМ 
МОНОФЕЛИТСТВО 
МОНОФИЗИТСТВО 
МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ 
МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ 
МОРМОНЫ 
«МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» 
МОЩИ 
МУЛЛА 
МУФТИЙ 
МУХАММАД, Мухаммед, Магомет, Мамед, Махмет 
МУЧЕНИКИ 
МУЭДЗИН 
МЮРИДИЗМ 

 

МИСТИКА (греч. mystikos — закрытый, тайный; от myo — «закрывать глаза») —

вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами (Бог, безличный Абсолют, духи) сверхъестественным путем.

Понятие «МИСТИКА » охватывает как практику личный опыт общения индивида с тем, что он считает объектом мистического соединения, так и разнообразные религиозные и философские учения, содержащие представления об этом объекте и способах соприкосновения с ним.

МИСТИКА составляла существенную сторону творчества ряда богословов и философов, например, Пифагора, Плотина, псевдо-Дионисия Ареопагам, Вернара Клервоского, И. Экхарта, С. Франка, Парацельса, Я. Бёме, В. С. Соловьева, В. Н. Лосского, создателей таких течений мысли, как даосизм, йога, хасидизм, суфизм, исихазм и др.

Элементы МИСТИКИ присущи любой религии, причем в каждой из них МИСТИКА проявляется специфическим образом.

Истоки МИСТИКИ — в религиях и тайных обрядах (мистериях) Древнего Востока и Греции, в которых участвовали немногие посвященные.

Для мистика характерно стремление достичь глубокого эмоционального переживания, которое должно обеспечить соединение с Богом или иной метафизической сущностью. Соединение его с указанным объектом предполагает, как правило, выход за пределы чувственного мира, отказ от чувственных ощущений и умственных усилий, достижение экстаза.

Мистик нередко погружается в глубины своего Я, считая себя тем самым возвысившимся над всем чувственным и умопостигаемым.

Парадоксальным образом отказ от познания сущности вещей естественным путем воспринимается как предпосылка наиболее совершенного способа познания тайн бытия.

Представления об общении с абсолютным объектом в МИСТИКЕ различны: опыт непосредственного общения, встречи человека с Богом, мгновенное постижение первосущности вещей, растворение человеческого Я, уничтожение личности в Боге, слияние с божественным Абсолютом и обретение тем самым божественных свойств и т.д.

Сугубый индивидуализм переживаний МИСТИКИ не исключает его связей с окружающим миром.

Мистическая практика нередко осуществляется под контролем духовного наставника (гуру, старца, шейха, цадика и др.).

Последователи МИСТИКИ создавали собственные организации (например, суфийские братства, средневековые религиозные общины мистического направления).

Различают МИСТИКУ ортодоксальную (как органический элемент официального религиозного учения) и «еретическую», служившую обоснованием социальных притязаний оппозиционных слоев.

Существует также вневероисповедная МИСТИКА:

теософия,
антропософия,
спиритизм,
оккультизм,
магия и т.д.

К МИСТИКЕ склонны, как правило, романтические натуры с развитой фантазией, что не исключает их активности и глубокой убежденности в своей правоте.

В МИСТИКЕ проявилось стремление человечества к обладанию абсолютной истиной.

Мистик стремится обрести мгновенное знание обо всех вещах сразу, минуя многоступенчатый естественный путь познания. Он не доверяет чувству и разуму, возводя в абсолют факт ограниченности постижения мира человеком.

Мистический опыт выступает, таким образом, как специфическая разновидность религиозного опыта, содержанием которого является непосредственное переживание присутствия божества и соприкосновения с «высшей реальностью».

Мистические состояния — экстазы, видения, трансы, озарения — непродолжительны, за редким исключением они длятся не более одного-двух часов, однако для пережившего их человека неизменно исполнены высшим смыслом.

В сознании субъекта истины, открывшиеся ему в акте мистического озарения, обладают свойством непреложной достоверности и несут в себе ценность, намного превосходящую ценность традиционного познания.

Им сопутствует ощущение просветления души, высшего блаженства, примирения и радости.

В некоторых религиозных течениях (например, в исихазме) существует культовая практика, нацеленная на достижение мистических состояний.

В то же время мистический опыт предполагает пассивность личной воли и воспринимается как дар и милость высших сил.