главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

НИКОН — Патриарх Московский и всея Руси

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

НАМАЗ 
НАУКА и РЕЛИГИЯ 
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 
НЕКРОЛАТРИЯ 
НЕСТОРИАНСТВО 
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ 
НИКОН — Патриарх Московский и всея Руси 
НИРВАНА 
НОВЫЙ ЗАВЕТ 
НОНКОНФОРМИСТЫ (диссиденты) 

 

НИКОН (Никита Минов, 1605-1681) — Патриарх Московский и всея Руси.

После внезапной смерти своих детей священник НИКОН и его жена по взаимному уговору приняли монашество.

В 1646 г. НИКОН становится архимандритом московского Новоспасского монастыря, в 1648 г. — митрополитом Новгородским.

При поддержке царя Алексея Михайловича и группы «ревнителей благочестия» — близких царю лиц, стремившихся к преобразованию церковной жизни, — становится патриархом в 1652 г.

Для укрепления позиций православия НИКОН провел богослужебную реформу, официальное значение которой состояло во введении единообразия в богослужебной практике Русской православной церкви.

Вводилась регулярная церковная проповедь, вносились изменения в обрядность: двоеперстие (Крестное знамение) было заменено троеперстием, символизирующим Троицу, двукратное пение «аллилуйя» сменилось троекратным; направление крестного хода вокруг церкви было установлено с запада на восток; служба литургии стала совершаться над пятью просфорами вместо семи; наряду с восьмиконечными и шестиконечными крестами стали использоваться четырехконечные; земные поклоны были заменены поясными, и число их сократилось и др.

Эти нововведения противоречили постановлениям Стоглавого собора1551 г. и вызвали к жизни движение за сохранение старых обрядов (Старообрядчество), которое привело к церковному расколу.

Реформы НИКОНА были направлены на то, чтобы подчинить церковную жизнь единовластию патриарха, обрести независимость от царя, возвысить священство до уровня царской власти.

Царь и патриарх, согласно тексту служебника 1655 г., — «два великих дара», «премудрая двоица», избранная Богом «в начальство» людям, причем у каждого из них своя сфера деятельности.

Попытки поставить патриаршество наравне с властью царя породили конфликт между Н. и Алексеем Михайловичем.

В 1658 г. НИКОН отрекается от патриаршества. Им открыто объявляется идея о том, что священство «пречестнейше есть царства», высказывается резкая критика в адрес царя.

Собор 1666-1667 гг. низложил НИКОНА до положения простого монаха и сослал в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

Преемник царя Алексея Михайловича Федор Алексеевич, по ходатайству Симеона Полоцкого, приглашает НИКОНА вернуться в Воскресенский монастырь и обращается к восточным патриархам с просьбой о восстановлении его в патриаршем достоинстве.

Разрешительная грамота при жизни до НИКОНА не дошла, но похоронен он был как патриарх в Воскресенском монастыре.