главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

НАМАЗ 
НАУКА и РЕЛИГИЯ 
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 
НЕКРОЛАТРИЯ 
НЕСТОРИАНСТВО 
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ 
НИКОН — Патриарх Московский и всея Руси 
НИРВАНА 
НОВЫЙ ЗАВЕТ 
НОНКОНФОРМИСТЫ (диссиденты) 

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ, «новые религиозные движения», «новые культы», «альтернативные религии», «вне вероисповедные религии», — религии, которые начали свое оформление сравнительно недавно, преимущественно во второй половине XIX-XX вв.

В настоящее время Россия и другие страны начали также знакомиться с религиозными движениями «Нью эйдж» (New Age — новый век), которые появились в 80-х годах XX в.

В основе этих движений лежит идея «нового века» — качественно иного периода в развитии человечества, в отличие от предыдущего, — неудачного, «пропащего».

После перехода рубежа II и III тысячелетий стали активизироваться идеи перехода от эры Рыб к эре Водолея.

Попытки идеализировать минувшие времена в истории России вызвали интерес к язычеству, который выражается в появлении неоязыческих образований.

Особое место занимают религиозные проявления, направленные на служение темным силам, например сатанизм, ведьмарство и разнообразные оккультные взгляды.

Появление религиозных новаций обусловлено многими факторами, среди которых особо следует выделить следующие:

• социально-экономическая и политическая нестабильность общества;
• изменения в мировоззренческих парадигмах, вызванные трансформацией общества;
• девальвация системы ценностей тоталитарного режима и идеологический вакуум, который возник вследствие этого;
• кризис традиционных церквей, вызванный атеизацией общества и развитием науки;
• кризис традиционных религий, которые оказались не в состоянии удовлетворить определенные духовные потребности современного человека;
• взаимовлияние разных культурных миров, связанное с процессами глобализации, миграционными процессами в обществе и другими факторами;
• религиозная инициатива отдельных лиц, которые создают новые вероучения, культы, организации; активное и заинтересованное миссионерство зарубежных неорелигиозных центров;
• распространение эсхатологических настроений, вызванных переходом к новому веку и тысячелетию;
• индивидуальные поиски каждым человеком своих собственных духовно-ценностных ориентиров.

Нередко религиозные искания выступают как протест против существующих идеологических, моральных устоев общества.

Неорелигиозные течения имеют достаточно много способов для распространения, так как опираются на богатый опыт уже существующих иррационалистических систем, используют современные научные достижения, ориентируются на современную ситуацию.

Общими признаками новейших религиозных взглядов можно считать: универсализм, синкретизм, ориентацию на обобщенный мистический опыт, как правило, открытость к последователям других религий и религиозно-философских систем, авторитаризм лидера движения, жесткую организационную структуру религиозных общин и пр.

Сегодня в России представлены почти все известные в мире направления неорелигий и новых религиозных движений:

• неохристианство и парахристианство (Богородичный центр, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа, Новая церковь, Церковь Виссариона и др.);
• религии ориенталистского направления (Международное общество сознания Кришны, трансцендентальная медитация, последователи Шри Сатьи Саи Баби, Ошо-центр, Вселенская чистая религия, дзэн-буддизм, Нитирэн и др.);
• синтетические религии (Великое Белое братство, Церковь объединения или Церковь унификации, Всемирная вера Бахай и др.);
• эзотерические объединения (теософия, «Живая этика», братство Грааля и др.); неоязычество (Вики, инглинги и др.);
• сайентологические движения (дианетика, наука разума, христианская наука и др.);
сатанизм;
оккультизм и др.

Значительная часть религиозных движений привнесена из-за рубежа — Церковь унификации Сан Мен Муна, Церковь сайентологии, бахаизм, даосизм, Общество сознания Кришны, Учение истины АУМ (Аум Синрикё) и пр.; другие зародились на отечественной почве — Богородичный центр, Церковь Виссариона, Великое Белое братство, Церковь последнего завета и др.

Новейшие религиозные направления могут иметь некоторые расхождения даже в собственных воззрениях.

В целом же от модернистских религиозных течений можно ожидать активного поиска новых форм взаимодействий с государством, обществом, традиционными церквами, что может способствовать увеличению приверженцев неорелигий.

Чаше всего интерес к НЕТРАДИЦИОННЫМ РЕЛИГИЯМ проявляет молодежь, что связывается с духовными исканиями, протестными настроениями и иными сугубо молодежными проблемами.

Нередко к НЕТРАДИЦИОННЫМ РЕЛИГИЯМ тянутся и люди, попавшие в состояние духовного или душевного конфликта.

Приобщение к вере происходит сравнительно быстро и сопровождается резкими изменениями в мировоззрении, образе жизни, отношении к обществу, к семье.

Новообращенных отличают состояние эмоционального подъема, ощущение принадлежности к необычному, «единственно истинному» учению.

Отсюда проистекает и активная миссионерская деятельность, использование ими средств массовой информации.

Деятельность НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ породила достаточно широкое «антикультистское движение».

Его сторонники обвиняют НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ в разрушении семей, ограничении или лишении свободы мысли, в нравственном развращении молодежи и т.д.