главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ПАНТЕИЗМ 
ПАПА РИМСКИЙ 
ПАПСТВО 
ПАСХА 
ПАТРИАРХ 
ПАТРИСТИКА 
ПЕРВОСВЯЩЕННИК 
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — Метампсихоз 
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ — Метампсихоз 
ПИЛИГРИМ 
ПОЛИТЕИЗМ 
ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ 
ПОНТИФИК 
ПОНТИФИКАТ 
ПОПОВЩИНА — Старообрядчество 
ПОСВЯЩЕННЫЙ 
ПОСЛУШНИК 
ПОСТ — религиозный запрет 
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ПРАВОСЛАВИЕ 
ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ 
ПРАМОНОТЕИЗМ 
ПРЕАНИМИЗМ 
ПРЕДКОВ КУЛЬТ 
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Праздники христианские 
ПРЕСВИТЕР 
ПРЕСВИТЕРИАНЕ — Кальвинизм 
ПРЕСТОЛ 
ПРИТВОР 
ПРИТЧА 
ПРИХОД 
ПРИЧАСТИЕ — Евхаристия 
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ 
ПРОМЕТЕЙ 
ПРОПОВЕДЬ 
ПРОРОК 
ПРОТЕСТАНТИЗМ 
ПЯТИДЕСЯТНИКИ 

 

ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ — важная составная часть христианского культа, дни церковных торжеств, связанные с чествованием наиболее значимых для христиан библейских и исторических лиц и событий.

ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ можно разделить на общехристианские, которые признаются православными католической и некоторыми протестантскими (например, евангелическими) церквами, и конфессиональные, характерные лишь для одного из трех основных христианских течений или отдельных конфессий.

Общехристианские праздники возникли в первые века христианства, и это обусловило широту их распространения. К ним относятся, в первую очередь, Рождество Христово и Пасха.

Праздник Рождества Христова установлен в память евангельского события рождения Иисуса от Марии в пещере близ Вифлеема, во времена правления Ирода (Мф. 1:18-25; 2:1-12. Лк. 2:1-20).

Рождество первоначально отмечалось на христианском Востоке 6 января и называлось Богоявлением (Epiphaneia), а на Западе — 25 декабря (Natalis). С IV в. вся церковь стала праздновать Рождество Христово 25 декабря, отдельно от Крещения Господня (6-7 января).

Древний обычай совмещения Рождества Христова и Крещения Господня в один сохранился только в Армяно-григорианской церкви.

Празднику Рождества в православии предшествует строгий 40-дневный пост, а в католицизме и ряде конфессий протестантизма — 4-недельный адвент (adventus — приход).

ПРАЗДНИК Пасхи установлен в честь Воскресения Иисуса Христа из мертвых.

Во II в. существовало два праздника Пасхи: в память смерти Спасителя и в честь воскресения и выведения душ умерших из ада.

С V в. Пасха Христова становится единым праздником, которому предшествует строгий (в православии — семинедельный Великий) пост.

Для исчисления точных дат ежегодного празднования Пасхи в соответствии с постановлениями I Никейского Вселенского собора (325) были составлены специальные таблицы-пасхалии.

Православные ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ классифицируются по нескольким признакам:

по торжественности — великие праздники и двунадесятые праздники, средние (в честь апостолов, великих святителей и преподобных) и малые (в честь богородичных икон, различных святых и т.д.);

по времени проведения — переходящие (зависящие от времени празднования Пасхи: Вербное воскресенье — Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы — Пятидесятница и др.) и

непереходящие (с неизменной датой проведения); по степени распространенности — общеправославные (признаваемые всеми православными церквами), общецерковные (характерные для какой-либо одной православной церкви), местные (епархиальные), монастырские, храмовые (например, некоторые престольные);

по объекту прославления — Господни (в память важнейших событий жизни Иисуса Христа, Животворящего Креста, обретения Нерукотворного образа (убруса) Иисуса и Его ризы), богородичные (в память событий ее жизни: Рождество Богородицы, Введение во Храм, Успение и т.д., прославления ее чудотворных икон);

праздники в честь «сил бесплотных» (Собор Архангела Михаила и др.)» праздники в честь святых (День Всех Святых, в земле российской просиявших; День новомучеников и исповедников российских и т.д.).

Русское православное церковное новолетие празднуется по традиции в сентябре (с 13 на 14 по н. ст.), что соответствует началу годового праздничного богослужебного цикла, в котором представлены события библейской и церковной истории.