главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ПАНТЕИЗМ 
ПАПА РИМСКИЙ 
ПАПСТВО 
ПАСХА 
ПАТРИАРХ 
ПАТРИСТИКА 
ПЕРВОСВЯЩЕННИК 
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — Метампсихоз 
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ — Метампсихоз 
ПИЛИГРИМ 
ПОЛИТЕИЗМ 
ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ 
ПОНТИФИК 
ПОНТИФИКАТ 
ПОПОВЩИНА — Старообрядчество 
ПОСВЯЩЕННЫЙ 
ПОСЛУШНИК 
ПОСТ — религиозный запрет 
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ПРАВОСЛАВИЕ 
ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ 
ПРАМОНОТЕИЗМ 
ПРЕАНИМИЗМ 
ПРЕДКОВ КУЛЬТ 
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Праздники христианские 
ПРЕСВИТЕР 
ПРЕСВИТЕРИАНЕ — Кальвинизм 
ПРЕСТОЛ 
ПРИТВОР 
ПРИТЧА 
ПРИХОД 
ПРИЧАСТИЕ — Евхаристия 
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ 
ПРОМЕТЕЙ 
ПРОПОВЕДЬ 
ПРОРОК 
ПРОТЕСТАНТИЗМ 
ПЯТИДЕСЯТНИКИ 

 

ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ — совокупность норм и предписаний главенствующей религии, которые возведены в ранг государственного закона и регулируют отношения людей в обществе.

Так, в Ветхом Завете содержатся уголовные, гражданские и процессуальные нормы, юридическая природа которых определяется специфическими для права признаками — их исполнение обеспечивалось государственным принуждением, нарушители подвергались уголовному преследованию и несли материальную ответственность.

Считается, что юридические нормы имеют религиозное происхождение, а их исполнение обеспечивалось не только правовыми, но и религиозными санкциями.

Церковное право как разновидность ПРАВА РЕЛИГИОЗНОГО — это религиозные и юридические нормы, регулирующие внутреннее устройство и деятельность церкви. В отличие от канонического права — положений юридического характера, содержащихся в церковных канонах, — церковное право менее зависимо от источника и времени его происхождения.

Это нормы, реально действующие в церкви. Каноническое право определяется каноном.

В православии канон образовался к IX в., в эпоху Вселенских соборов, и состоит из апостольских правил, определений Вселенских и Поместных соборов и положений Отцов церкви.

В православии каноны считаются обязательными.

В католицизме, помимо апостольских правил, определений Соборов и положений Отцов церкви, канон содержит папские постановления (декреталии), извлечения из римского права, из франкских капитуляров и т.д.

Начало разработке западного канонического права было положено в средние века, когда возникла необходимость устранения противоречий в канонах и в выработке общих принципов и понятий, истолкования норм в новых социальных условиях.

Правоведы XII в. разработали принципы применения и развития канонического права. Было установлено преимущество апостольских правил перед соборными, соборных перед несоборными, вселенских перед поместными.

Мартин Лютер подверг каноническое право критике, однако в ряде церквей протестантизма оно считается источником, к которому обращаются, если в действующей правовой системе нет ответа по данному случаю.

Однако в протестантизме предъявляется обязательное требование непротиворечия норм ПРАВА РЕЛИГИОЗНОГО учению Иисуса Христа и апостолов, церковному обычаю и светскому законодательству.

Нормы канонического права, определяющие внутренние отношения католической церкви, принятые в начале XX в., были систематизированы в Кодексе канонического права, изданном Папой Бенедиктом XV в 1917 г. В 1983 г. вступил в силу новый Кодекс канонического права.