главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ПРАВОСЛАВИЕ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ПАНТЕИЗМ 
ПАПА РИМСКИЙ 
ПАПСТВО 
ПАСХА 
ПАТРИАРХ 
ПАТРИСТИКА 
ПЕРВОСВЯЩЕННИК 
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — Метампсихоз 
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ — Метампсихоз 
ПИЛИГРИМ 
ПОЛИТЕИЗМ 
ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ 
ПОНТИФИК 
ПОНТИФИКАТ 
ПОПОВЩИНА — Старообрядчество 
ПОСВЯЩЕННЫЙ 
ПОСЛУШНИК 
ПОСТ — религиозный запрет 
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ПРАВОСЛАВИЕ 
ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ 
ПРАМОНОТЕИЗМ 
ПРЕАНИМИЗМ 
ПРЕДКОВ КУЛЬТ 
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Праздники христианские 
ПРЕСВИТЕР 
ПРЕСВИТЕРИАНЕ — Кальвинизм 
ПРЕСТОЛ 
ПРИТВОР 
ПРИТЧА 
ПРИХОД 
ПРИЧАСТИЕ — Евхаристия 
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ 
ПРОМЕТЕЙ 
ПРОПОВЕДЬ 
ПРОРОК 
ПРОТЕСТАНТИЗМ 
ПЯТИДЕСЯТНИКИ 

 

ПРАВОСЛАВИЕ — одна из трех основных ветвей христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом, организационно оформившаяся после разделения церкви на западную (католическую) и восточную (1054 г.).

Основу вероучения ПРАВОСЛАВИЯ составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание.

Главные принципы православного богословия, практики таинств и богослужения были сформулированы в IV в. и систематизированы в основном в «эпоху Вселенских соборов» (IV—VIII вв.).

В то же время за пределы «эпохи Вселенских соборов» выходят богословские синтезы Симеона Нового Богослова (X в.); Григория Паламы (XTV в.) и Николая Кавасилы (XIV в.), а также последующая традиция русских богословов.

Основной принцип православного богословия не допускает выдвижения новых вероучительных идей, которые не были бы подтверждены экзегезой (толкованием) Библии и высказываниями раннехристианских авторов (Отцов церкви).

Главные догматы ПРАВОСЛАВИЯ выражены в решениях семи Вселенских соборов — прежде всего первых двух (325 и 381 гг.), принявших Символ веры.

Это — монотеизм (вера в Единого личностного Бога, по своей воле сотворившего мир из ничего);

исповедание Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа как трех лиц Святой Троицы;

признание в единой личности Иисуса Христа божественной и человеческой природ со всеми присущими каждой из них свойствами, действиями и волями.

Центральный догмат ПРАВОСЛАВИЯ — признание искупительного подвига Христа.

Характерными чертами ПРАВОСЛАВИЯ являются также представления о церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и о церковных таинствах как реальном восприятии благодати Божьей.

В эсхатологии ожидается второе пришествие Христа, которое будет не сокрытым, а очевидным для всех и которое ознаменует собою конец человеческой истории, конец времени и воскресение мертвых.В вечность войдет не только душа человека, но и его тело.

Православная аскетика направлена не столько на уничтожение желаний, сколько на их преображение переориентацию на более возвышенные, духовные объекты.

Основной принцип православной сотериологии — синергия, т.е. сотрудничество человеческих усилий и Божьей благодати.

Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут его лишить радости богообщения и, в конечном итоге, жизни вечной. Православная этика и аскетика более говорят о путях, которыми человек впадает в греховное состояние и которыми может выйти из него; при этом в ПРАВОСЛАВИИ слабо разработана социальная этика.

Основной принцип социальной доктрины ПРАВОСЛАВИЯ — «симфония» — предполагает, что государство и церковь вступают в отношения сотрудничества, в котором (в идеальном случае) государство не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего в вопросы вероучения), а церковь не стремится поставить под свой контроль политику государства.