главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ПАТРИСТИКА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ПАНТЕИЗМ 
ПАПА РИМСКИЙ 
ПАПСТВО 
ПАСХА 
ПАТРИАРХ 
ПАТРИСТИКА 
ПЕРВОСВЯЩЕННИК 
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — Метампсихоз 
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ — Метампсихоз 
ПИЛИГРИМ 
ПОЛИТЕИЗМ 
ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ 
ПОНТИФИК 
ПОНТИФИКАТ 
ПОПОВЩИНА — Старообрядчество 
ПОСВЯЩЕННЫЙ 
ПОСЛУШНИК 
ПОСТ — религиозный запрет 
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ПРАВОСЛАВИЕ 
ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ 
ПРАМОНОТЕИЗМ 
ПРЕАНИМИЗМ 
ПРЕДКОВ КУЛЬТ 
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Праздники христианские 
ПРЕСВИТЕР 
ПРЕСВИТЕРИАНЕ — Кальвинизм 
ПРЕСТОЛ 
ПРИТВОР 
ПРИТЧА 
ПРИХОД 
ПРИЧАСТИЕ — Евхаристия 
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ 
ПРОМЕТЕЙ 
ПРОПОВЕДЬ 
ПРОРОК 
ПРОТЕСТАНТИЗМ 
ПЯТИДЕСЯТНИКИ 

 

ПАТРИСТИКА (от греч., лат.pater — отец; имеются в виду Отцы церкви) — термин, обозначающий совокупность теологических и религиознофилософских сочинений христианских писателей II-VIII вв. — Отцов церкви.

ПАТРИСТИКА возникает как реакция на преследования христиан со стороны римских властей и критику его верований рядом античных авторов (Цельс, Порфирий и др.).

Содержание ПАТРИСТИКИ в целом — разъяснение христианского учения, разработка догматики, полемика с другими религиями (в том числе с иудаизмом) и ересями.

Ранний период ПАТРИСТИКИ — апологетика (II-III вв.).

При общей ориентации на Священное Писание ее представители (Иустин, Афинагор, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ори ген и др.) дают полемические трактовки основных положений христианства, обсуждают вопросы об отношении к античной культуре, о соотношении веры и знания, христианства и философии.

Одни апологеты (Татиан, Ириней, Тертуллиан) относились к античной культуре отрицательно и утверждали, что христианство всецело дано в учении апостолов и Священном Писании и не нуждается в обосновании при помощи разума.

Другие (Иустин, Климент, Ориген) рассматривали христианство как высшую ступень античной культуры, прежде всего философии (отвергая античную религию и материалистические учения).

Вера, согласно Клименту, должна опираться на разум и защищаться с помощью философии.

Для ПАТРИСТИКИ этого периода была характерна борьба с нехристианскими течениями и возникшими в лоне христианства ересями (гностицизм, арианство, несторианство и др.).

Начало христианской теологии положил Ориген (хотя впоследствии некоторые его идеи — о предсуществовании душ, о множественности миров, об итоговом спасении всех людей — были отвергнуты церковью); основы христианской культуры и педагогики заложены Климентом Александрийским.

После признания христианства государственной религией наступает период утверждения и обоснования христианской догматики, систематизации церковной доктрины (IV-V вв.).

При этом, опираясь на авторитет Библии, ПАТРИСТИКА не пренебрегает некоторыми элементами античной культуры. В это время уже появляется различие между восточной и западной ПАТРИСТИКОЙ.

Восточные Отцы церкви (Афанасий Великий, каппадокийский кружок — Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов) и Григорий Нисский; Иоанн Златоуст, псевдо-Дионисий Ареопагит) отличаются большей склонностью к мистицизму, подчеркивают необходимость «обожения» человека.

Для западной ПАТРИСТИКИ (Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Аврелий) характерен практически правовой уклон, акцент на падшую природу человека.

ПАТРИСТИКА этого «золотого века» занималась обоснованием учения о Троице, осмысливала тезис о двуединой природе Христа, разрабатывала космологические, антропологические, религиозно-этические проблемы.

Евсевий Кесарийский начал исследование истории церкви и формирования ее догматики. Иероним заложил основы экзегетики, создал первую латинскую патрологию («отечник»), Августин развернул величественную христианскую философию истории. В этот период разрабатываются канонические правила для духовенства и монашества. Отцы церкви стремятся искоренить языческие зрелища — театр, стадион, цирк — и празднества.

Завершается ПАТРИСТИКА творчеством писателей VI-VIII вв. (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин), которые осуществляли стабилизацию догматики и кодификацию наук под эгидой теологии, обрабатывая и систематизируя накопленные представления. Их считают первыми схоластами (Схоластика).

Поздней ПАТРИСТИКЕ присуща некоторая «окостенелость» мысли.

В целом ПАТРИСТИКА способствовала распространению и торжеству христианства в Европе.

Большинство представителей ПАТРИСТИКИ были бескомпромиссными борцами за свои убеждения, яркими полемистами. Их сочинения составили ядро Священного Предания исторических церквей.