главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ПАНТЕИЗМ 
ПАПА РИМСКИЙ 
ПАПСТВО 
ПАСХА 
ПАТРИАРХ 
ПАТРИСТИКА 
ПЕРВОСВЯЩЕННИК 
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — Метампсихоз 
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ — Метампсихоз 
ПИЛИГРИМ 
ПОЛИТЕИЗМ 
ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ 
ПОНТИФИК 
ПОНТИФИКАТ 
ПОПОВЩИНА — Старообрядчество 
ПОСВЯЩЕННЫЙ 
ПОСЛУШНИК 
ПОСТ — религиозный запрет 
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ПРАВОСЛАВИЕ 
ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ 
ПРАМОНОТЕИЗМ 
ПРЕАНИМИЗМ 
ПРЕДКОВ КУЛЬТ 
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Праздники христианские 
ПРЕСВИТЕР 
ПРЕСВИТЕРИАНЕ — Кальвинизм 
ПРЕСТОЛ 
ПРИТВОР 
ПРИТЧА 
ПРИХОД 
ПРИЧАСТИЕ — Евхаристия 
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ 
ПРОМЕТЕЙ 
ПРОПОВЕДЬ 
ПРОРОК 
ПРОТЕСТАНТИЗМ 
ПЯТИДЕСЯТНИКИ 

 

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. proteatans — открыто провозглашающий, протестующий) — одно из крупнейших направлений христианства, наряду с католицизмом и православием, возникшее в ходе Реформации и объединяющее ряд самостоятельных церквей и конфессий.

Название произошло от «протестации» — протеста группы немецких князей и представителей городов, сторонников Лютера, против отмены в 1529 г. Шпейерским рейхстагом права выбирать религию, которое было получено ранее.

Требование преобразования церкви в духе евангельских идеалов выдвигал еще Джон Уиклиф (1320-1384), профессор Оксфордского университета, который настаивал на приоритете Священного Писания над Священным Преданием. Эти идеи развивал и профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415), призывавший к отказу церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора вызвало движение гуситов, с большим трудом подавленное католиками.

Движение за преобразование церкви достигло кульминации в XVI-XVII вв. Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546), профессора Виттенбергского университета. 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви 95 тезисов об отпущении грехов.

В них Лютер настаивал на покаянии, которое должно придать смысл жизни христианина, критиковал учение об индульгенциях, чистилище, молитве за умерших и спасении заслугами святых.

В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, потребовал упростить обрядность, подчинить церковь государям.

В немецкой Реформации, как еще ранее в Гуситском движении, нарастало противоречие между умеренным и радикальным направлениями. Князья, дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений.

Умеренная реформаторская группировка, возглавлявшаяся Лютером и его сподвижником Филиппом Меланхтоном (1497-1560), истолковывала требование держаться Священного Писания в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии.

Сторонники радикальной группировки, возглавленной Томасом Мюнцером (1490-1525), крестьяне и городская беднота, требовали отмены всего, что не подтверждалось текстом Священного Писания.

Немецкие князья, а затем и правители Дании, Швеции осуществили реформы в духе учения Лютера, в результате чего возникли церкви, получившие впоследствии название «евангелическолютеранских».

Парламентским актом 1534 г. английский король был объявлен главой церкви, что положило начало англиканству.

Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1546) осуществили церковные реформы в демократическом духе.

Учения Цвингли и Кальвина стали основой реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских церквей в Швейцарии и Германии; во Франции (гугеноты), в Нидерландах, Англии, Шотландии, Венгрии, Чехии и Польше.

Протестанты-кальвинисты (пуритане) в Англии выступали за ликвидацию епископата.

Господствующее положение пресвитериане завоевали в Шотландии. В XVI-XVII вв. возникают как самостоятельные конфессии меннониты, моравские братья, баптисты, квакеры.

Преследования, которым подвергались религиозные инакомыслящие, побуждали многих протестантов к эмиграции, в особенности в Новый Свет, где не существовало господствующих религиозноцерковных традиций. Это стало важным фактором укрепления новых конфессий, осуществлявших впоследствии оттуда свою миссию в Европе и остальном мире.

Движения религиозного возрождения (ревивализм), связанные с преодолением религиозной индифферентности в XVII-XVIII вв. (пиетизм, от лат. pietas — благочестие в Германии, в методизм — в Англии), с особой силой распространились в североамериканских колониях («Великое пробуждение») и способствовали развитию «свободных», «братских» церквей, появлению в XIX-XX вв. новых протестантских деноминацийадвентистов и пятидесятников), движений (Армия спасения, харизматическое движение), а также групп, течений и сект протестантского происхождения, выходящих далеко за рамки ортодоксального христианства — мормонов, новоапостольской церкви, «Свидетелей Иеговы», «христианской науки» и т.д.

В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ Библия объявлена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергается или используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию (принцип «только Писание» — лат. sola Scriptura).

Согласно Лютеру и Кальвину, спасение может осуществиться только как результат божественного вмешательства (принцип «только благодатью» — лат. sola gratia).

Важнейшим положением большинства конфессий ПРОТЕСТАНТИЗМА является учение об оправдании одной верой (принцип «только верой» — лат. sola fide) в искупительную жертву Христа (принцип «только Христос» — лат. solus Christus).

Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными.

Чрезвычайно важным в ПРОТЕСТАНТИЗМЕ является принцип всеобщего священства.

Благодать равно дается всем крещеным по вере, все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах.

Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, епископов.

ПРОТЕСТАНТИЗМ отверг молитву за умерших, поклонение Деве Марии и святым, почитание мощей, икон и других реликвий.

Из таинств сохраняются крещение и причастие, но и им дается новое теологическое толкование, отвергается догмат о пресуществлении.

Чтение Библии и проповеди составляют основу богослужения.

Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов (псалмов).

Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.

В религиозной и общественной жизни протестанты придерживаются принципа «самореформирующейся церкви».

Протестантские исповедания веры содержат общехристианские догматы о Боге, Троице, сотворении мира и человека, всемогуществе Бога, Его промысле и любви к Своему творению, об Откровении в богодухновенном Священном Писании, о Богочеловечестве Иисуса Христа, Его непорочном зачатии, воскресении из мертвых, искуплении первородного греха, втором пришествии, Страшном суде, бессмертии человеческой души (за исключением адвентистов), воскресении мертвых, о грядущем Царстве Божием, посмертном воздаянии, аде и рае.

Первоначально ПРОТЕСТАНТИЗМ получил распространение в Северной и Центральной Европе. Затем миссионерское движение распространило протестантские деноминации по всем континентам и странам.

В настоящее время в мире насчитывается более 400 млн. приверженцев ПРОТЕСТАНТИЗМА, главным образом в скандинавских странах, ФРГ, Швейцарии, Великобритании, США и Австралии.

Значительные протестантские церкви в XX в. появились в Южной Корее и странах Африки.