главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ПАНТЕИЗМ 
ПАПА РИМСКИЙ 
ПАПСТВО 
ПАСХА 
ПАТРИАРХ 
ПАТРИСТИКА 
ПЕРВОСВЯЩЕННИК 
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — Метампсихоз 
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ — Метампсихоз 
ПИЛИГРИМ 
ПОЛИТЕИЗМ 
ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ 
ПОНТИФИК 
ПОНТИФИКАТ 
ПОПОВЩИНА — Старообрядчество 
ПОСВЯЩЕННЫЙ 
ПОСЛУШНИК 
ПОСТ — религиозный запрет 
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ 
ПРАВОСЛАВИЕ 
ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИЕ 
ПРАМОНОТЕИЗМ 
ПРЕАНИМИЗМ 
ПРЕДКОВ КУЛЬТ 
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Праздники христианские 
ПРЕСВИТЕР 
ПРЕСВИТЕРИАНЕ — Кальвинизм 
ПРЕСТОЛ 
ПРИТВОР 
ПРИТЧА 
ПРИХОД 
ПРИЧАСТИЕ — Евхаристия 
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ 
ПРОМЕТЕЙ 
ПРОПОВЕДЬ 
ПРОРОК 
ПРОТЕСТАНТИЗМ 
ПЯТИДЕСЯТНИКИ 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ — одна из важнейших проблем теологии и религиоведения.

Основные вопросы, которые решают исследователи:

какова природа религиозных верований и обрядов?
когда и как возникла религия?
в каких формах она существовала в архаическую эпоху?

Согласно богословским воззрениям, религия имеет божественную природу, возникает вместе с человеком в форме монотеизма (веры в единого Бога).

Распространенность этих воззрений объясняется тем, что они находят свое подтверждение в текстах Священного Писания, авторитет которых не подвергается сомнению со стороны верующих.

Во второй половине XIX в. богословская концепция ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ была подвергнута серьезной критике. Этому предшествовало накопление эмпирического и теоретического материала в фольклористике, языкознании, археологии, этнографии, антропологии, психологии, социологии. На стыке этих наук возникло религиоведение, которое поставило своей задачей научное исследование религий мира.

В ходе проводимых исследований было сформулировано предположение, что монотеизм является не исходным пунктом развития религии, а продуктом ее многовековой эволюции.

Эволюционистская модель ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ оставалась господствующей вплоть до середины XX в.

К самым ранним формам религии были отнесены верования и обычаи архаических культур, свидетельства о которых были собраны, изучены и систематизированы археологами, этнографами и антропологами.

Затем в ходе исторического процесса возник ряд более сложных религиозных систем, сильно варьировавшихся в зависимости от социокультурных условий их возникновения и развития.

В противовес этому околоцерковными и богословскими кругами была выдвинута теория прамонотеизма (первобытного монотеизма). Для подтверждения этой теории ее сторонники привлекали огромный массив этнографических данных, которые интерпретировались с теологических позиций, а данные, которые не укладывались в эту схему, оставляли вне поля зрения.

Не менее тенденциозно обращались с эмпирическим материалом и некоторые религиоведы, выдвинувшие гипотезу о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества. Они утверждали, что у людей, живших на ранних этапах становления общества, не было религиозных верований, приводили сведения о существовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия.

Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обычаев, особенностей мышления исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики.

Поэтому гипотеза о существовании «дорелигиозного периода» остается гипотезой, которую на данном этапе развития наук о человеке невозможно однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть.

В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что элементарные формы религии существовали уже со времен появления на Земле человека разумного (Homo Sapiens).