главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ШИИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ШАМАН 
ШАН-ДИ 
ШАРИАТ 
ШИИЗМ 
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ 

 

ШИИЗМ (араб, шиа — группировка, партия) — в исламе: второе по числу приверженцев (после суннизма) направление; общее название различных группировок и общин, последователей Али ибн Абу Талиба — четвертого халифа, зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда.

Шииты считают, что право быть наследником миссии пророка Мухаммеда может принадлежать исключительно его прямым потомкам.

ШИИЗМ учит, что имамы непогрешимы.

Обряды в ШИИЗМА мало отличаются от обрядов суннитов.

Наряду с хаджем (паломничество в Мекку), шииты посещают гробницы Али в Неджефе (Ирак), имама Хусейна — в Кербале (Ирак), имама Резы — в Меш-хеде (Иран) и др. святые места и получают особые религиозные титулы.

Шииты отмечают дни рождения и смерти всех шиитских имамов. С особенной пышностью отмечается траур по имаму Хусейну — ашура (Шахсей-вахсей).

В учении ШИИЗМА важное место занимала идея «божественности» и «непогрешимости» имамата.

В противоположность суннитам и хариджитам — приверженцам концепции выборности главы общины, шииты опровергали идею о возможности избрания имама.

Шиитская деятельность способствовала падению династии Омеядов и приходу к власти Аббасидов — другой ветви хашимитов, родственников пророка Мухаммеда, однако потомки Али так и не смогли вернуть себе утраченную власть.

Шиитское движение распалось на два основных течения — умеренное и крайнее, от которых произошли многочисленные ветви.

Учение крайних шиитов — «Али-илахи» (обожествление алидских имамов) и исмаилитов — настолько далеко отошло от основных положений ортодоксального ислама, за что их считали еретиками.

Имамиты — умеренные шииты, признают двенадцать имамов. Последний из них — Мухаммед аль Махди — исчез в 874-878 гг.

С образом «исчезнувшего», «скрытого» имама связано представление о Махди (араб. — ведомый верным путем): считается, что имам возвратится и поведет мусульман по пути восстановления первоначальной чистоты веры. Он — провозвестник конца света, Судного дня. Образ Махди использовался в социальных и религиозно-политических движениях.

В настоящее время шииты составляют абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака. Значительная часть жителей Ливана, Йемена, Бахрейна, Пакистана — шииты.

Различные шиитские общины имеются практически во всех мусульманских странах.

На территории бывшего Советского Союза абсолютное большинство населения Азербайджана, Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана — шииты.

С победой исламской революции в Иране заметно возросла политическая активность шиитов.