главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ШАМАН 
ШАН-ДИ 
ШАРИАТ 
ШИИЗМ 
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ 

 

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ.

Шумеры — племена неясного происхождения — в конце IV тыс. до н. э. освоили долину Тигра и Евфрата и образовали первые города-государства в Междуречье.

Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет и завершается в конце III — нач. II тыс. до н. э. Ко времени образования первых городов-государств у шумеров, видимо, уже сформировались представления об антропоморфных божествах.

Божества-покровители являлись олицетворением сил природы. Из самых ранних письменных источников (конец IV — нач. III тыс. до н. э.) известны имена или символы богов Инанны, Энлиля и др.

Самые ранние мифологические литературные тексты — гимны богам, пословицы, изложение некоторых мифов восходят к этому же периоду. Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу III — нач. II тыс. до н. э.

Таким образом, ко времени появления письменности в Междуречье (конец IV тыс. до н. э.) здесь сложилась определённая система мифологических представлений.

При этом в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция.

До конца III тыс. до н. э. не было систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств.

Древние шумерские божества сохраняли функцию божества плодородия. Один из наиболее типичных образов — образ богини-матери (в иконографии с ней связывают изображения женщины с ребенком на руках).

В аккадском тексте о нисхождении Иштар (соответствует шумерской Инанне) и в эпосе об Эрре, боге чумы, Иштар перед воротами «страны без возврата» грозит, если её не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих живых», и угроза действует.

Мифы, имеющие отношение к культу плодородия, дают сведения о представлениях шумеров о подземном царстве. О его местонахождении чёткого представления нет. Границей подземного царства служит подземная река, через которую переправляет перевозчик.

Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети.

Участь мёртвых под землёй незавидна. Хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьём могут служить и помои). Подземный мир тёмен, полон пыли, его обитатели — «как птицы, одеты одеждою крыльев».

Непогребённые души мёртвых возвращаются на землю и приносят беду, погребённые переправляются различных богов и демонов.

Вавилонское сказание о сотворении мира, сюжет которого был построен вокруг личности могучего божества, — это эпическая разработка эпизодов, повествующих о сражении бога-героя с чудовищем — олицетворением стихии.

По аккадским понятиям, таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий. Обладание ими обеспечивало мировое господство. Таблицы писали и в подземном мире; видимо, это была фиксация смертных приговоров, а также имена мёртвых.

Лейтмотив эпических произведений — тщетность человеческих усилий получить бессмертие.

Сложная система демонологии, сложившаяся в вавилонской мифологии, получила отражение и в изобразительном искусстве.

Во главе мира официально стоит триада Ану, Энлиль и Эйя, окружённая советом из семи или двенадцати «великих богов», определяющих «доли» (шимату) всего на свете.

Все боги мыслятся разделёнными на две родовые группы — игигов и ануннаков, боги земли и подземного мира, как правило, относятся к числу последних.

Памятники (в основном I тыс. до н. э.) дают возможность реконструировать общую систему космогонических воззрений вавилонян.

Микрокосм представляется отражением макрокосма — «низ» (земля) — как бы отражением «верха» (небес).

Вся Вселенная как бы плавает в мировом океане, земля уподобляется большому перевёрнутому круглому челну, а небо — твёрдому полусводу (куполу), накрывающему мир.

Всё небесное пространство делится на несколько частей: «верхнее небо Ану»; «среднее небо», принадлежащее игигам, в центре которого находилась лазуритовая целла Мардука; и «нижнее небо», уже видимое людям, на котором расположены звёзды.

Небеса сделаны из разных пород камня, над тремя небесами помещается ещё четыре неба.

Небо, как здание, покоится на основании, прикреплённом к небесному океану колышками и, подобно земному дворцу, защищенном от воды крепостным валом.

Земной географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего — стран, рек, городов, храмов — существуют на небе в виде звёзд; земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют свои измерения.

В религиозно-мифологических воззрениях народов Междуречья заметна определенная эволюция.

Если шумерская религиозно-мифологическая система может быть определена как основанная в первую очередь на общинных культах, то в вавилонской системе видно стремление к более индивидуальному общению с божеством.

От архаических представлений намечается переход к развитой религиозно-мифологической системе и к сфере религиозно-этических воззрений.