главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

СТАРЧЕСТВО

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

СТАРЧЕСТВО — в православии: один из видов подвижничества; широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны опытного в аскетической практике старца новоначальным монахом или другими, менее опытными в делах веры людьми.

Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом: бывает, что молодой по возрасту человек становится духовным руководителем многих монахов и мирян разного пола и возраста.

Степень контакта старца и руководимого им лица бывает различной.

При наиболее полном выражении института СТАРЧЕСТВА тот, кто вступает под руководство выбранного им старца, должен «полностью отречься от своей воли, своих разумений, своих желаний», т.е. «обязан полным, беспрекословным и совершенным послушанием» своему духовному отцу. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли (откровение помыслов).

Основой этих отношений служит вера в особый духовный характер этого руководства.

В русском православии распространено также однократное (или многократное, но редкое) обращение верующих людей к старцам по конкретным поводам, связанным с духовными трудностями или житейскими проблемами.

Считается, что, обратившись к старцу, следует выполнять его указание, так как он обладает даром прозорливости.

Предтечами СТАРЧЕСТВА в христианстве в III—IV вв. были иноки Антоний и Макарий Египетские.

Возникновение СТАРЧЕСТВА,как особого института, относится к X в., когда под влиянием исихазма на горе Афон (Греция) возникло объединение православных монастырей, ставших центром старческого водительства.

На Руси подобную роль играли Киево-Печерская лавра (Антоний и Феодосии Печерские, XI в.), Троице-Сергиева лавра (Сергий Радонежский, XIV в.), заволжские скиты и пустыни (преп. Нил Сорский, XV в.).

В более узком смысле термин «СТАРЧЕСТВО» относится к практике духовного наставничества, культивировавшейся учениками и последователями Паисия Величковского (1722-1794) в российских монастырях XIX — нач. XX в.

Наиболее известным центром СТАРЧЕСТВА были Введенская Оптина пустынь в Калужской епархии и Валаамский монастырь в Карелии.

Попытки возрождения традиций СТАРЧЕСТВА в конце XX — нач. XXI в. в Русской православной церкви привели к появлению феномена «младостарчества» — порочного и осуждаемого официальными документами РПЦ явления в церковной жизни, когда некоторые священнослужители стремятся полностью подчинить себе волю и сознание своих «духовных чад» и злоупотребляют полномочиями, возложенными на них по церковному уставу.