главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие, — условно-обобщенное название русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные установления и традиции Древнерусской православной церкви; совокупность различного рода религиозных организаций и групп, отказавшихся признать церковные реформы, предпринятые в XVII в. по инициативе патриарха Никона.

Суть этих реформ сводилась преимущественно к исправлению богослужебных книг и изменению некоторых обрядов (замена земных поклонов поясными, двуперстного крестного знамения трехперстным и др.).

Хотя реформа и не меняла основ православного вероучения, против нее решительно выступила часть духовенства во главе с протопопом Аввакумом.

Остроту внутреннего конфликта усугубляли общественные противоречия, получавшие в силу исторических условий религиозное выражение.

Сторонники СТАРООБРЯДЧЕСТВА были осуждены на церковном соборе 1666-1667 гг., преданы суду «градских властей» и подверглись жестоким преследованиям.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО является своеобразной эсхатологической разновидностью русского православия.

Для него характерны: отвержение «мира», вера в близкий «конец света», строгий аскетизм, приверженность старым обрядам и традиционному образу жизни.

Среди старообрядцев сложилось несколько различных церковных организаций (так называемых толков, или согласий), каждая из которых официально именует себя Древлеправославной церковью, а своих последователей — православными христианами или «староверами» (с прибавлением указания на принадлежность к определенной ветви СТАРООБРЯДЧЕСТВА).

В дореволюционной литературе, как правило, СТАРООБРЯДЧЕСТВО именуется «расколом», а староверы «раскольниками».

В первые десятилетия СТАРООБРЯДЧЕСТВО было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям; защитой церковной традиции и критикой реформы.

Но уже в конце XVII в. перед СТАРООБРЯДЧЕСТВОМ встала задача решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем теоретического и практического плана.

Часть представителей СТАРООБРЯДЧЕСТВА пришла к убеждению, что необходимо иметь священство и принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в СТАРООБРЯДЧЕСТВО из новообрядной церкви — это направление получило название «поповщина» («поповцы» или «беглопоповцы»).

Другие старообрядцы полагали, что в мире воцарился Антихрист и близок конец света, поэтому никонианская церковь лишена благодати (эти старообрядцы называются «беспоповцами»). Им пришлось по-новому организовывать церковнобогослужебную жизнь и дать ей догматическое обоснование. Значительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. и С. Денисовым и Феодосию Васильеву.

Из богослужения «беспоповцев» исключены все священнодействия, которые полномочен выполнять только священник или дьякон. Институт духовенства был заменен «уставщиками» и «начётчиками» из мирян, выполнявшими пастырские функции.

Невозможность совершения мирянином евхаристии компенсирована учением о «духовном причащении» — уповании на то, что при отсутствии видимого причастия Господь признает за евхаристию само желание причаститься.

Горячие споры в «беспоповстве» вызвал вопрос о таинстве брака. Последователи Феодосия Васильева — федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие священства миряне не могут совершать венчания, а сожительство без брака есть блуд, поэтому все должны вести девственную жизнь.

Но среди других групп «беспоповцев» возникло учение о «бессвященнословном браке», совершающемся по благословению наставника и родителей. Это вызвало разделение с федосеевцами, породившее с обеих сторон корпус полемических сочинений.

В настоящее время «брачные поморцы» России объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ), а федосеевские общины с конца XVIII в. имеют организационный центр в лице московской Преображенской общины.

Кроме того, в СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ образовался еще ряд толков и согласий: в «беспоповстве» — спасовцы («нетовцы»), бегуны (странники) и филипповцы. Им был присущ особый радикализм.

Так, спасовцы полагали, что в наступившее безблагодатное время остается лишь надежда на молитву Спасителю (отсюда и наименование). Спасовцы не перекрещивают присоединяющихся к ним новообрядцев и старообрядцев из других согласий.

Так называемая «глухая нетовщина» отличается тем, что церковная служба сокращена до чтения Псалтыри и канонов и совершается без пения.

В XIX в. численность спасовцев превышала 1 млн. человек. Филипповское согласие выделилось в первой половине XVIII в. (называется по имени предводителя, инока Филиппа, призвавшего к отказу от практики моления за царя).

Филипповцы строго безбрачны, а их радикализм выражался в самосожжениях.

Бегуны (странники) стремились порвать все связи с обществом: не имели паспортов, недвижимости и постоянного места жительства, не платили налоги, некоторые пытались отказаться от использования денег.

Для обеспечения бытовых сторон жизни в бегунстве сложился институт «странноприимцев», которым разрешалось, не порывая все связи с миром, содержать тайные пристанища для других странников.

В настоящее время число странников незначительно.

Правила организации церковной жизни и отношений с еретиками черпались старообрядцами (как поповцами, так и беспоповцами) из «Кормчей книги» — древнего свода церковных правил.

Корпус старообрядческих сочинений составляют главным образом рукописные книги, посвященные полемике с новообрядчеством или внутренним спорам между различными течениями.

По итогам официальной переписи населения 1890-х гг. в Российской империи насчиталось около 2 млн. старообрядцев (по оценкам разных исследователей, реальное их число могло достигать 20 млн.), у которых было около 1 тыс. храмов.

По некоторым данным, не менее 50% российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды.

Старообрядцы также активно занимались благотворительной и меценатской деятельностью.

Октябрьская революция 1917 г. привела к фактическому уничтожению СТАРООБРЯДЧЕСТВА как социально-конфессиональной группы и гибели многих его представителей.

На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 г. анафема со СТАРООБРЯДЧЕСТВА была снята и древлеправославные обряды признаны действительными наравне с послениконовской обрядностью.

В настоящее время старообрядческие общины имеются на севере европейской части России, в Сибири, Украине, Белоруссии и странах Балтии.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, составляет свыше 2 млн. человек.

Старообрядческие приходы имеются также в Румынии, Польше, Америке и т.д.