главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

САНСАРА, самсара

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

САНСАРА, самсара (санскр. — странствование, течение жизни, круговорот), — в дхармических религиях Индии:

представление о цепи рождений и переходов из одного состояния в другое, странствование из жизни в жизнь в соответствии с законом кармы.

В индуизме причиной пребывания души (дживы) в мире САНСАРЫ считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я», в отождествлении себя с бренным телом и иллюзорным миром майи. Это отождествление держит дживу в оковах кармы.

В буддизме САНСАРА обозначает существование, неизбежно связанное со страданиями и перерождениями живых существ. После смерти живые существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более или в менее благоприятных сферах — в соответствии с законом кармы. Например, человек может переродиться в Бога, затем в духа, потом стать животным и т.д.

В некоторых буддийских школах САНСАРА противопоставляется нирване.

В джайнизме САНСАРА рассматривается как мирская жизнь, характеризующаяся чередой перевоплощений, полная страданий и мучений и заслуживающая того, чтобы от нее отречься.

В сикхизме принято считать, что благодаря добродетели, раскрывшейся в прошлом, индивид получает шанс родиться в человеческом теле. Это рождение рассматривается как самое лучшее из возможных и как шанс, который нельзя упускать. Раскрывая в себе добродетель, заложенную Всевышним, индивид может достигнуть освобождения из круговорота рождений и смертей. Конечная стадия, на которой душа освобождается от реинкарнации, называется «мукти».

Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью — это уровень, который называется «дживан-муктат» («достигший освобождения уже в этой жизни»).

Понятие САНСАРА также активно используется в различных неоиндуистских культах и эзотерических учениях.

Ортодоксальное христианство настаивает на однократности человеческого бытия и не признает существования САНСАРЫ. Учение о предсуществовании душ было осуждено церковью как ересь.