главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

САТАНИЗМ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

САТАНИЗМ — система разнообразных культов, берущая свое начало в древнеиранских религиозных верованиях, в которых ведущее место занимало противопоставление сил Добра и Света (закон Арта и образ Ахура Мазды) силам Тьмы и Зла (Ангро Манью).

Эти образы получили развитие в зороастризме и маздеизме.

В зороастризме было разработано учение о конце света, о Страшном суде, о разделении людей на грешников и праведников, которые после смерти и суда отправляются или в мир Ахура Мазды, или в ад к Ангро Манью.

В дальнейшем эти представления образовали симбиоз с этническими религиями эллинистического мира и были восприняты некоторыми представителями иудаизма, христианства и ислама.

В Библии образ Сатаны (евр. satan — «противник в суде, в спорах или на войне») как противника Бога раскрыт достаточно сжато (Быт. 3:4; Иов 1:6-2:6; 1 Пар. 21:4; Зах. 1:2; Откр. 20:1-10 и др.) и без детализации.

Сатана представлен как падшее творение Бога, восставшее против его господства.

Он использует против Бога силу, которой сам Бог его и наделил.

Таким образом Сатана участвует в исполнении всеобщего божьего замысла: в итоге он творит добро, желая зла.

Противостоит Сатане не сам Бог, который превыше этого, а архангел Михаил, предводитель ангельского воинства и защитник верующих в войне против Сатаны.

Представление о темных силах, во главе которых стоит Сатана, получило широкое распространение в Европе в средние века. В этот период формируется образ Сатаны (Дьявола, или Люцифера) и складываются общие представления о правителе сил зла.

Образ Сатаны в европейской культуре развивался и приобретал свою целостность под влиянием разнообразных религиозных течений (манехеи, богомилы и др.) и художественной литературы (А. Данте, Дж. Мильтон, Дж. Байрон, Ф. Бодлер, А. Франс, М. Булгаков и многие др.).

Сатану представляли в различном виде, он имел разных помощников, но всегда служение Сатане сопровождалось насилием и было обращено к мистическим источникам зла.

Сатанистские культы становились антиподом христианства. «Заветы Сатаны» содержатся в так называемой «Синей книге».

В качестве символа САТАНИЗМА зачастую используется пентаграмма (пятиконечная звезда магов) — знак тайных обществ. Поставленная на острие пентаграмма становится символом САТАНИЗМА, причем оба верхних зубца символизируют рога козла, т.е. Сатаны.

Через так называемый «пентаграммный ритуал» осуществляются церемониальная магия, вызывание и подчинение демонов.

Часто используется и символическое приветствие, при котором указательный палец и мизинец поднимаются вверх, что символизирует два рога Сатаны.

В настоящее время под САТАНИЗМОМ понимается прежде всего, разновидность полурелигиозного движения, основанного Алейстером Кроули (1875-1947) на рубеже XIX и XX столетий и реанимированного в 60-х гг. XX в. в Америке.

Маг А. Кроули считается известнейшим сатанистом XX века. В 1896 г. в Стокгольме он якобы имел видение, которое придало ему уверенность в том, что он является антихристом. С этого времени он предпочитал называть себя «Великий зверь 666», или «Зверь из бездны», и видел себя в качестве пророка, который откроет новую эру и сметет остатки обреченного на гибель христианства.

А. Кроули утверждал, что Сатана является не врагом для человека, а жизнью, любовью и светом: дорога на небо идет через ад. Свою цель А. Кроули определял как присвоение человеком демонических сил и достижение через это власти над миром. Он написал много стихов и других произведений, в которых выражал свою оккультную философию и описывал собственный опыт.

Главная книга А. Кроули — «Книга закона» — была «продиктована» ему в апреле 1904 г. в Каире демоном Айвасом.

В этой «антибиблии» А. Кроули изложил свое учение и провозгласил основное положение С: «Делай, что хочешь, — в этом весь закон!».

По своей мировоззренческой сути и формам деятельности сатанисты очень разнообразны.

Известнейшая сатанистская группа — «семья Менсона», наиболее организованная — «Церковь Сатаны» Антона Лавея. А. Лавей дал начало первой официально зарегистрированной сатанинской церкви в Сан-Франциско (США, Калифорния). Здесь же была опубликована книга по основам сатанистских представлений А. Лавея, получившая название «Сатанистская библия».

Главная ее идея — нет бога выше, чем ты сам, и только сам человек может быть объектом поклонения. Согласно А. Лавею, жизнь — это великое развлечение, смерть — великий пост, и нет ничего после смерти. На этих главных принципах строятся девять опор сатанизма:

1. Сатана представляет поощрение (в противоположность воздержанию).
2. Сатана представляет живое существование (вместо духовных мечтаний).
3. Сатана представляет нескончаемую мудрость, вместо лицемерного самообмана.
4. Сатана представляет доброту к тем, кто того заслуживает (вместо любви, растраченной на заискивания).
5. Сатана представляет мщение (вместо подставленной другой щеки).
6. Сатана представляет ответственность перед ответственными (вместо заботы о психических вампирах).
7. Сатана представляет человека просто как некое животное, которое стало самым свирепым из всех.
8. Сатана представляет все так называемые грехи как поступки, ведущие к физическому, ментальному или эмоциональному удовлетворению.
9. Сатана — лучший друг церкви, поскольку обеспечивает ее работой все время ее существования.

С конца 70-х гг. XX в. в России САТАНИЗМ заявил о себе как организованное религиозное течение.

Современные сатанинские группировки очень разнообразны по своему характеру.

Приверженцев Сатаны условно можно разделить на теоретиков («идейных одиночек») и практиков («групповиков»).

Сатанисты почитают не Бога, а Сатану, читают Библию наоборот, проводят так называемые черные мессы с использованием черных свечек, перевернутых распятий, проклятий, ритуальных жертвоприношений и тому подобное.

Моральная программа сатанистов отмечается крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом, утверждаются личностные приоритеты, превосходство над всеми, приветствуется культ силы.

Однако в пределах какой-либо одной группы эти положения могут пересматриваться, могут иметь место так называемые «сатанистские библии», могут использоваться собственная обрядовая структура, собственная символика, собственные учителя, признаваться, как более значительное, одно из многих имен Сатаны и т.д.