главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ, германо-скандинавская мифология — самостоятельная развитая ветвь мифологии Северной Европы, восходящая в главных чертах к древнейшей праиндоевропейской мифологической системе.

Ранее считалось, что почти вся скандинавская мифология, отраженная в Старшей и Младшей Эддах, является общегерманской.

В XX в. историческое изучение СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ, основанное на критике источников, выявило постепенный рост и усложнение мифологических представлений германских народов. При этом подчеркивается, что все богатые по содержанию скандинавские источники имеют сравнительно позднее происхождение: ни одна из песен Старшей Эдды не восходит ко времени более древнему, чем эпоха викингов (IX-X вв.), и все они позднее подвергались сильному христианскому воздействию.

Ряд мифологических образов и сюжетов возник в то время, когда придворные певцы скальды уже довольно свободно распоряжались мифическим материалом и своеобразно интерпретировали образы богов и их взаимоотношения, потому что древняя вера в то время была уже сильно подорвана.

Литературная обработка мифологического материала продолжалась и после принятия христианства, пока он не был сведен в систему христианским ученым Снорри Стурлусоном (1178-1241), автором Младшей Эдды, первая часть которой представляет собой учебник мифологии для скальдов.

О стройной и детально разработанной общегерманской мифологической системе говорить сложно, поскольку лишь четыре божества несомненно относятся к общегерманскому пантеону: бог неба и света Tiwaz (сканд. Туг, нем. Zoo), бог грозы Thonaraz (сканд. Thorr, нем. Donar), бог ветра Wodanaz (сканд. Odhinn, нем. Wuotan), богиня земли и плодородия Frija (сканд. Frigg, нем. Froja).

Их значение в разных регионах германского мира было различным, и культы их развивались независимо друг от друга. Древнейшее божество германского пантеона — Tiwaz (Туг, Zoo), имя которого связано с санскритским Дьяус (греческий Зевс, римский Юпитер).

Еще в первые века нашей эры он почти у всех германцев считается верховным божеством, хотя из бога неба он уже успел, вероятно, превратиться в бога войны.

Название вторника у германцев переводится как «день Тива» (ср. англ. Tuesday). Бог грозы Thorr (нем. Done, ср. англ. Thursday, нем. Donnerstag — четверг) в Норвегии, а затем и в Исландии считался верховным богом, покровителем и защитником человека во всех его начинаниях; отчасти он был вытеснен впоследствии Воданом (ср. англ. Wednesday — среда).

В Скандинавии Водан (Один) занимает положение верховного божества в глазах военной аристократии, в то время как простые общинники поклонялись главным образом Тору и Фрейе.

Высшее сословие устами певцов-скальдов прославляет Одина как властителя Вселенной, отца богов, вершителя судеб, бога неба и солнца, мудрости и поэзии, носителя высших нравственных начал.

К более позднему времени относится культ Локи, бога огня, не известный другим германским народам.

За перечисленными выше более или менее ясными мифологическими образами лежит океан так называемый «низшей мифологии» и демонологии, которая сохранилась в народных сказках, обрядах и суевериях.

Это — архаический слой религиозных верований всех европейских народов: культ предков, культ домовых, эльфов, инеистых великанов и других, отчасти бесформенных и неясных персонажей.

Они также приведены в СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИЯИ известную систему.

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ избежала печальной участи мифологии балтов и балтийских славян, потому что была зафиксирована в рукописях. С. Стурлусон собрал саги периода викингов (ок. 750-1050 гг.), когда уже сформировалась традиция, связанная с подвигами бога войны и покровителя дружин Одина и бога Тора, который беспощадно крушил врагов своим волшебным молотом.

Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них — Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе — Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и таким образом создала первого бога — Бури; от него пошел род небесных богов — асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца.

Кроме него выделялись: Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром; Тюр, бог войны; Видар, бог ремесленников-башмачников; Хед, слепой бог судьбы; Локи, бог огня.

Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали землю: кости стали горами, жилы — реками, живот — морем, волосы — лесом, череп — небесным сводом, мозг — облаками.

Затем боги создали первых людей: из ясеня — мужчину по имени Аск, а из ивы — женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город — Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов — Етунов и от карликов — цвергов, гномов и др. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя — Асгард, для чего они заключили договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина — Фрейя. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и заставили Локи сделать все, чтобы великан не смог выполнить условия договора. Локи превратился в кобылицу и увел волшебного коня. Великан не смог закончить строительство к концу года. Локи за это время породил трех хтонических существ; мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; а каждый год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди благодарили бога, преподнося ему жертвы, которые развешивали на вечнозеленых елях.

От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю Землю и кусал свой собственный хвост.

Самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги решили защититься от бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но и во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, но им помогла Фрейя (по другой версии — Фригг), жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на Земле, — из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя.

У Одина и Фрейи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на Земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Но Фрейя не взяла клятвы у слабого растения-паразита омелы. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрировавшего неуязвимость. Обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье; оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась и выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Волк не смог проглотить лишь Видара, бога ремесленников-башмачников. Последний наступил башмаком с прочной подошвой на нижнюю челюсть волка, руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и др. боги.

Таким образом, после конца света, гибели богов наступило восстановление мира.

Затем был последний суд, и праведные последовали в Муспельгейм, а грешные — в Нифльгейм.

Традиции народов, принадлежащих к германо-скандинавской этнической общности — голландцев, датчан, германцев, исландцев, норвежцев, шведов, — стали основой мифологии Северной Европы.

Немалый вклад в мифологию региона внесли и финны, издавна проживавшие на Скандинавском полуострове.

В настоящее время все эти традиции объединяют общим названием «северная мифология».