главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

СХОЛАСТИКА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

СХОЛАСТИКА (греч. schole - досуг, школа, учение; лат. scholasticus — учебный, школьный)

христианская философия VIII-XV вв., преподававшаяся в церковных и светских учебных заведениях Европы.

В истории СХОЛАСТИКИ выделяют следующие периоды:

VIII-XI вв. — ранняя СХОЛАСТИКА (Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский и др.);
XII-XIII вв. — средняя, или зрелая (высокая) СХОЛАСТИКА (Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Дуне Скот и др.);
XIV-XV вв. — поздняя СХОЛАСТИКА (Уильям Оккам, Альберт Саксонский, Жан Буридан и др.).

Средневековая СХОЛАСТИКА формировалась с целью систематического рационального обоснования положений христианства.

Опираясь на учения Платона, Аристотеля и Отцов церкви, она решала теологические проблемы: защищала теизм, обосновывала идеи креационизма, провиденциализма, троичности Бога, двуединой природы Христа, разрабатывала доказательства существования Бога, обсуждала проблему соотношения божественной и человеческой воли и т.д.

Вместе с тем в рамках СХОЛАСТИКИ решались и собственно философские проблемы — соотношение общего и частного, веры и разума, теологии и философии и т.д.

До XIII в. СХОЛАСТИКА ориентировалась преимущественно на учение Платона; с проникновением в Европу аверроизма — на Аристотеля.

СХОЛАСТИКА не была единым идейным течением; различают ортодоксальную СХОЛАСТИКУ, не выходившую за пределы христианской догматики, и неортодоксальную СХОЛАСТИКУ, направленную на освобождение философии от диктата церковных догматов.

Внутри СХОЛАСТИКИ шла разноплановая полемика.

Ортодоксальная СХОЛАСТИКА отстаивала теизм и доказывала, что божественное откровение и разум не могут противоречить друг другу и что можно представить учение о Боге как внутренне непротиворечивую систему.

Неортодоксальная СХОЛАСТИКА нередко отклонялась в сторону пантеизма (Эриугена, Амальрик из Бена) или деизма (парижские и падуанские аверроисты), выступала с требованиями веротерпимости (Абеляр, Оккам, Николай Кузанский).

В целом история СХОЛАСТИКИ отразила основные коллизии духовной жизни средневекового общества.

С развитием гуманизма и Реформации (XVI-XVII вв.) СХОЛАСТИКА утратила ведущую роль в развитии философии и богословия, однако сохранилась у ряда католических теологов.

Во второй половине XIX в. СХОЛАСТИКА возрождается в неотомизме, а в XX в. — в платоновско-августиновской и лувенской школах.