главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

СИНТОИЗМ, синто

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

СИНТОИЗМ, синто (яп. синто — «путь богов»),

— традиционная национальная религия японцев, возникшая на базе анимистических, тотемистических и фетишистских представлений и испытавшая в своём развитии значительное влияние буддизма, конфуцианства и даосизма.

Объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

СИНТОИЗМ является развернутым комплексом представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, тесно связанных с событиями японской истории.

Становление СИНТОИЗМ как национально-государственной религии относят к VI-VIII вв., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В это время была канонизирована система мифологии, и на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии; местные и клановые боги заняли подчинённое положение.

Появившийся в 701 г. свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил административный орган, ведающий вопросами религиозных верований и церемоний, установил список государственных религиозных праздников.

По приказу императрицы Гэммэй в 712 г. создана хроника «Записи о деяниях древности» («Кодзики»), включавшая мифы всех народностей, живших на Японских островах, а в 720 г. были составлены «Анналы Японии» («Нихонги»). В 947 г. к ним добавился свод «Энгисики» («Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного СИНТОИЗМА.

В 1087 г. утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Эти своды стали основными текстами СИНТОИЗМА — подобием Священного Писания.

В основе СИНТОИЗМА лежит обожествление природных сил и явлений, сопряженное с поклонением им.

Считается, что у каждой вещи на Земле есть свой дух, божество — нами. Одни ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, третьи являются покровителями семей и родов.

Верховное божество — «богиня Солнца» Аматэрасу.

СИНТОИЗМ включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

Главным принципом СИНТОИЗМА является жизнь в согласии с природой и людьми.

Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

Некоторые принципы СИНТОИЗМА заимствованы из конфуцианства — прежде всего послушание людей правителю и необходимость гармонии между правителем и простыми людьми на каждом уровне власти, а также принцип «император — потомок богов».

В СИНТОИЗМЕ есть и заимствования из буддизма — например, о богах СИНТОИЗМА как аватарах различных буддистских персонажей.

Влияние буддизма стало особенно сильным с IX в., когда он был провозглашен государственной религией Японии. В это время в святилищах СИНТОИЗМА стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались элементы ритуалов и т.д.

Появились синкретические синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления Будды, пронизывающего всю Вселенную.

После периода феодальных смут объединение страны, проведённое Токугавой, и установление военного правления привели к усилению позиций СИНТОИЗМА.

Постулат о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Император воспринимался как воплощение богини Аматэрасу и должен был почитаться наравне с богами.

Япония представлялась в СИНТОИЗМЕ как государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным, благодаря чему японская нация превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.

С 1868 по 1945 г. СИНТОИЗМ был государственным культом. На протяжении последнего столетия СИНТОИЗМ уделял большое внимание ритуалам, связанным с укреплением национального единства, и использовался милитаризмом для поддержания воинственного духа нации в период Второй мировой войны.

Вековое культивирование СИНТОИЗМА в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает праздники, традиции, жизненные установки и правила СИНТОИЗМА не как элементы религиозного культа, а как культурные традиции.

Крупные праздники СИНТОИЗМА проходят очень красочно, сопровождаются факельными шествиями, фейерверками, костюмированными парадами, спортивными состязаниями.

На сегодняшний день в Японии имеется около 80 тыс. синтоистских храмов и два университета, где готовят священнослужителей СИНТОИЗМА: Кокугакуин в Токио и Кагаккан — в Исэ.

В отличие от большинства религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии с канонами, в СИНТОИЗМЕ, в соответствии с принципом всеобщего обновления, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища регулярно перестраиваются, в их архитектуру и внутреннее убранство вносятся изменения (так, храмы Исэ реконструируются каждые 20 лет).

Многие храмы СИНТОИЗМА оборудуются новейшими электронными устройствами.

В послевоенный период широкое распространение получили неосинтоистские направления.