главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

СОФИЯ, Премудрость

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

СОФИЯ, Премудрость (греч. sophia — мастерство, знание, мудрость; евр. hochemah),

— в религиозных представлениях иудеев и христиан: олицетворённая мудрость Божества.

Термин возник в Древней Греции. У Гомера он встречается в сочетании с именем богини Афины применительно к делу строительства, художества и ремесла. Сама Афина считалась олицетворением мудрости.

В ветхозаветной традиции понятие Премудрости приобретает личностный характер. Позднебиблейская дидактическая литература (книги «Премудрость Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова») даёт образ «Премудрости Божией» как олицетворённого существа — порождения верховного Отца-Вседержителя (Прем. Сол. 7:25 след.), вышедшего «из уст Всевышнего» (Иис. Сир. 24:3).

Премудрость по отношению к Богу — это Его устрояющая мир воля. Она описывается как «художница» (Притч. 8:27-31), строящая мир по законам божественного промысла; в природу этой космогонической СОФИИ-«художницы» входит «веселие».

Созидаемый и обустраиваемый дом — один из главных символов библейской Премудрости (Притч. 9:1 и др.).

В раввинистической и поздней гностической мысли СОФИЯ сближалась с материнской изначальностью.

Специфику СОФИИ составляет глубинная связь с Космосом и с человечеством, за которое она заступается.

Христианство воспринимает понимание СОФИИ как личности.

Ориген описывает её как «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое».

В раннюю эпоху развития христианства представление о С. сближалось с образом Христа-Логоса (1 Кор. 1:24 прямо определяет Иисуса Христа как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с Духом Святым.

В русской православной традиции митрополит Илларион описывает Крещение Руси как приход «Премудрости Божией»; СОФИИ были посвящены построенные в XI в. три главные русские церкви (в Киеве, Новгороде и Полоцке).

На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография СОФИИ, где СОФИЯ имеет вид ангела, её лик и руки — огненного цвета, за спиной — два крыла. Она одета в царское облачение, на голове — золотой венец. Ей предстоят молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над головой виден по пояс благословляющий Христос (являющий Собой её «главу»).

Облик СОФИИ как в православной, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветлённого творения, в котором становится «софийным» и облагораживается весь Космос.

В христианской агиографической традиции имя «СОФИЯ» носит также мученица, казнённая в Риме во II в. вместе с дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны — «Мудрость» как мать трёх «теологических добродетелей »).

На Западе к символу СОФИИ специально обращается лишь немецкая мистика (Г. Сузо, Я. Бёме), позднее — пиетизм (Г. Арнольд).

Религиозно-философской разработкой понятия СОФИИ занимался (с опорой на восточнохристианскую традицию) в конце XIX — нач. XX в. русский идеализм.

Для В. С. Соловьёва СОФИЯ — это «...единство истинное, не противополагающее себя множественности, не исключающее ее, но... всё в себе заключающее» («Россия и Вселенская Церковь»). П. А. Флоренский рассматривал СОФИЮ как «идеальную личность мира», целомудрие, которым поддерживается целость мира, «актуальную бесконечность» («Столп и утверждение истины»).

Систематическим развитием круга идей софиологии занимался С. Н. Булгаков («Свет невечерний»).