главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

СИНАГОГА

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

САКРАЛЬНОЕ, священное, святое 
САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЦЕРКОВЬ 
САНСАРА, самсара 
САТАНА — Дьявол 
САТАНИЗМ 
САТИ 
САТУРНАЛИИ 
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ 
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» 
СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ 
СВЯТЫЕ 
СВЯТЫЕ МЕСТА 
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 
СВЯЩЕНСТВО, рукоположение, ординация 
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ 
СЕМЬ ЗАКОНОВ СЫНОВ НОЕВЫХ 
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 
СИКХИЗМ 
СИМВОЛ ВЕРЫ 
СИМВОЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ 
СИНАГОГА 
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ 
СИНТОИЗМ, синто 
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 
СКРИЖАЛИ 
СМЕРТЬ и БЕССМЕРТИЕ 
СМИРЕНИЕ 
СОБОР 
СОБОРЫ КАТОЛИЧЕСКИЕ 
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 
СОТЕРИОЛОГИЯ 
СОФИЯ, Премудрость 
СОЧЕЛЬНИК 
СПАСЕНИЕ 
СПИРИТИЗМ 
СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие 
СТАРЧЕСТВО 
СТОЛПНИК 
СТРАШНЫЙ СУД 
СУЕВЕРИЕ 
СУННА 
СУННИЗМ 
СУФИЗМ 
СХИЗМА 
СХОЛАСТИКА 

 

СИНАГОГА (греч. synagoge — собирание, соединение, собрание; пер. др.-евр. — дом собрания)

— в иудаизме: молитвенное здание, а также религиозный и культовый центр еврейской общины.

СИНАГОГА оказала важное влияние на развитие иудаизма и послужила основой для выработки форм публичного богослужения в других авраамитических религиях.

Большинство историков полагают, что СИНАГОГИ появились в период вавилонского пленения, когда переселенные в Вавилонию евреи начали собираться по домам для совместной молитвы и изучения Торы.

Позднее для этого строились специальные здания — СИНАГОГИ.

В послепленный период было принято решение, чтобы каждая община построила свой «дом собрания» для молитв и проведения праздников.

Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, — надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 гг. до н. э.).

За последующие два с половиной века СИНАГОГИ получают распространение не только в диаспоре, но и в самой Палестине.

После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и прекращения жертвоприношений СИНАГОГА стала главным и единственным центром еврейской религиозной жизни.

Многие обычаи и ритуалы, практиковавшиеся в храме, были перенесены в синагогальное богослужение.

В архитектурном плане СИНАГОГА строится так, чтобы ее фасад был обращен к Иерусалиму. Она обычно имеет прямоугольную форму; предусмотрены раздельные помещения для мужчин и женщин. В центральном зале установлен большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом — синагогальный ковчег («арон кодеш»), в котором хранятся свитки Торы. В центре СИНАГОГИ находится возвышение («бима»), с которого читается Тора, а над ковчегом расположен «неугасимый светильник», символизирующий менору, которая освещала Иерусалимский храм. Рядом помещается каменная плита (или бронзовая доска) с выгравированными на ней заповедями Десятисловия.

СИНАГОГА — не храм, а лишь помещение для общественной молитвы, поскольку подразумевается, что храм может быть построен только в одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.

Функции СИНАГОГИ весьма широки: здесь проводят празднование обрезания (брит-мила), совершеннолетия (бар-мицва) и другие обряды.

Также в СИНАГОГЕ может заседать местный религиозный суд (бейт-дин).

Часто при СИНАГОГЕ открывают религиозные школы.

Для управления СИНАГОГОЙ членами общины избирается правление, которое организует богослужения, распоряжается средствами для благотворительности, устраивает на ночлег приезжих и т.д.

Ортодоксальная СИНАГОГА отличается от реформистской и консервативной тем, что в ней практикуется раздельное местонахождение мужчин и женщин во время богослужения и «бима» расположена не в глубине зала, а посреди молящихся.

В реформистских и консервативных СИНАГОГАХ используется орган.

Отдельные СИНАГОГИ и молитвенные дома обустраивают для себя хасиды (Хасидизм).

Для иудеев России наиболее авторитетным центром является Московская хоральная СИНАГОГА.