главная  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

ТАЛМУД

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

ТАБУ 
ТАИНСТВА 
ТАЛМУД 
ТАНАТОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ 
ТАНАХ 
ТАНТРИЗМ, тантры 
ТЕИЗМ 
ТЕЛО — Дух, душа и тело 
ТЕОДИЦЕЯ 
ТЕОКРАТИЯ 
ТЕОЛОГИЯ, богословие 
ТЕОЛОГИЯ ИСТОРИИ 
ТЕОСОФИЯ 
ТЕОФАНИЯ 
ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 
ТОЛСТОВСТВО 
ТОРА 
ТОТЕМИЗМ 
ТРАДИЦИОННЫЕ АФРИКАНСКИЕ РЕЛИГИИ 
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ 
ТРИМУРТИ 
ТРИПИТАКА, Типитака 
ТРОИЦА 

 

ТАЛМУД (др.-евр. «ламейд» — учение, т.е. изучение Торы: Моисеева закона, Пятикнижия.)

— многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, содержащий комментарии раввинов к иудейскому вероучению. Известен также как «устная Тора».

ТАЛМУД включает в себя дискуссии, которые велись на протяжении почти восьми столетий еврейскими законоучителями в Палестине и Вавилонии и завершились письменной фиксацией устной традиции.

Толкование Торы приобрело систематические фор мы еще в V в. до н. э., а письменное оформление получило в III -V вв.

В конце II — нач. III в. на основе многочисленных комментариев к Торе, сделанных таннаями (законоучителями) был составлен сборник, получивший название «Мишна» (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание) — собрание рассказов и притч, поясняющих отдельные фрагменты Танаха и Галахи.

В дальнейшем толкованию подверглась и сама Мишна.

В IV-V вв. аммораи (толкователи) добавили к Мишне новые законодательные положения.

Эти толкования составили Гемару (Завершение). Гемара вместе с Мишной образовали ТАЛМУД.

Различают Иерусалимский ТАЛМУД, составленный в Палестине, и Вавилонский ТАЛМУД, созданный в диаспоре.

Первый был отредактирован в III в. н. э., а второй — в V в.

Вавилонский ТАЛМУД отличается более глубоким идейным и историческим содержанием, поскольку в Вавилоне еврейские талмудисты имели возможность ознакомиться с религиозной и правовой мыслью Вавилонии, Персии и др. древневосточных государств.

ТАЛМУД разделен на 63 трактата, расположенных в шести отделах:

1) постановления, молитвы и законы, связанные с земледелием;
2) трактаты, регламентирующие поведение иудеев в дни религиозных праздников;
3) тексты, освещающие семейные вопросы;
4) трактаты по вопросам гражданского и уголовного права;
5) трактаты о жертвоприношениях;
6) трактаты о ритуальных очищениях.

ТАЛМУД отражает тысячелетний опыт толкователей иудейской религии, обычаи и традиции евреев, а также других народов, в общении с которыми они находились.

ТАЛМУД стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих иудеев.

ТАЛМУД и последующие комментарии к нему являются своеобразной энциклопедией еврейской мысли и народной жизни эпохи поздней античности и Средневековья.